Изменения, внесенные в устав Ставрополя комментирует Евгений Луценко
- Евгений Григорьевич, на прошедших недавно публичных слушаниях горожане на ура приняли нововведение об упрощении процедуры отзыва мэра и депутатов. Зачем вам нужно усложнять себе жизнь?
- А что тут непонятного? Не оправдал доверия – уходи. Сейчас как? Перед выборами – суета, обещания, мероприятия. А избрали – и забыл. Надо, чтобы и депутаты, и мэр чувствовали ответственность перед избирателями в течение всего срока работы. И знали: не оправдал доверия – переизберут. Для этого мы предусмотрели механизм.
- А как это встраивается в федеральные законы? У нас ведь нет такой процедуры - отзыв депутатов Государственной Думы РФ.
- В данном случае мы руководствовались 131-м законом об основных гарантиях местного самоуправления. А местное самоуправление нацелено на более активное участие граждан. Горожане избирают власть, содержат ее за счет своих налогов, значит, должны иметь гарантированное право и на строгий спрос. В устав Ставрополя введены такие формы, как публичные слушания по важнейшим вопросам жизни города, общественные совещательные органы. Провели публичные слушания по уставу. Следующие слушания - по проекту нового Генерального плана, затем – по бюджету. Это, я считаю, нормальное взаимодействие власти с населением.
- В новом уставе предусмотрено, что жители Ставрополя смогут обращаться к главе города и к депутатам с наказами, имеющими общественное значение, по вопросам жизнеобеспечения. Вы решили реанимировать советскую традицию?
- А чем была плоха эта традиция? Сегодня кандидаты в депутаты и мэры проявляют интерес к наказам избирателей только в период выборов. Мы же хотим, чтобы работа эта велась системно и постоянно. У нас наказы горожан будет утверждать ежегодно Дума – представительный орган власти города. Исполняться они будут за счет городского бюджета. А глава Ставрополя должен будет ежегодно представлять в Думу отчет об исполнении наказов.
- В новом уставе упразднена должность вице-мэра. Чем это вызвано?
- Вы помните, что эта должность вводилась перед последними выборами главы города, в 2003 году. И сделано это было под конкретную ситуацию, а точнее, под конкретного человека. Но нельзя закон, а устав – это наш главный городской закон, менять под каждую ситуацию и чьи бы то ни было личные интересы. Тем более что пример принципиальности был нам показан на самом высшем уровне. Владимир Путин не поддержал неоднократные предложения по внесению изменений в Конституцию РФ о третьем сроке. Хотя располагал для этого и достаточным авторитетом, и поддержкой народа. Это с одной стороны. А с другой – введение второй выборной и практически равноправной должности при определенных условиях может приводить к противостоянию, конфликту «мэр – вице-мэр», к двоевластию. При необходимости избранный глава города может всегда назначить себе главного заместителя, наделяя его необходимыми полномочиями, но при этом неся ответственность за работу всей команды перед избирателями. В связи с этим хочу также отметить, что при разработке проекта настоящего устава нам не без труда удалось сохранить принцип прямого волеизъявления горожан. Так что в октябре жители Ставрополя будут избирать и депутатов городской Думы, и главу города.
16 апреля 2008 года