День рождения рок-н-ролла
Более пятидесяти лет назад высокий брюнет в черном костюме и розовой рубашке Элвис Пресли покорил Америку не только своим голосом, но и необычным способом танцевать. Благодаря стилю его выступлений, американские журналисты надолго были обеспечены темами для обсуждения, а весь мир - новым видом музыки.
Но все началось немного раньше. 1952 год - ди-джей радиостанции Кливленда Алан Фрид взял на себя смелость «прокрутить» в эфире записи в запрещенном стиле ритм-энд-блюз. Но, чтобы не шокировать неподготовленную публику и оградить себя от неприятностей, придумал ему другое название — «рок-н-ролл». Музыка в стиле «раскачивайся и крутись» (именно таков дословный перевод сочетания «rock and roll») набирала обороты. 12 апреля 1954 года - на экраны США вышел фильм с участием Билла Хейли и его знаменитой мелодией «Rock around the clock» («Рок вокруг часов»). И завертелось… Сколько имен сразу приходит на ум! Причем знает их и современное поколение. «Черный король» рок-н-ролла Чак Бери (автор песни, под которую танцуют Ума Турман и Джон Траволта в легендарном фильме «Криминальное чтиво»), Бо Диддли, «белая» звезда Билл Хейли, Литтл Ричарда, Элвис Пресли, Джерри Ли Льюис, позже «Битлы», Роллинги, «The Doors», «Led Zeppelin»...
Только вот в стране Советов своя рок-сцена появилась лишь в начале 80-х. Новое направление освоили «Зоопарк», «Секрет», «Браво», «Кино», «Наутилус Помпилиус», «Алиса», «ДДТ». Главное отличие «наших» было в преобладании текста над музыкой. Рок-музыкантов стали называть новыми пророками.
Эта музыка рождалась в гаражах, подвалах, на кухнях, а потом переносилась на уличные дворы и подхватывалась подростками. И дело было не только в новых ритмах и содержании текстов. Дело было в ощущении, которое принес с собой рок-н-ролл – в ощущении свободы. Можно долго спорить о том, жив ли русский рок (да и рок вообще) сейчас, но когда не стало запрета, он сильно поменялся. Даже «Кино» в последние два года жизни Цоя (когда группа перешла к новому продюсеру Юрию Айзеншпису) исполняла уже не тот рок. Многие утверждают, что этот процесс вымирания связан с исчезновением системы, против которой боролись советские рокеры. В книгах ссылаются на цикличность: вся история рока состоит из схожих циклов, в начале каждого из которых — бунт, протест, рождение новых стилей и ценностей, возникновение групп и исполнителей-основоположников стиля. А затем начинается постепенный процесс «приручения», коммерциализации, а порой — упрощения музыки.
Конечно, остались еще представители, неизменные своему жанру: Борис Гребенщиков, Макаревич, «Сплин», «ЧайФ», Шевчук. И, казалось бы, здесь можно вставить патетическую фразу о том, что пока есть кому петь русский рок-н-ролл, он не разрушится полностью и будет дальше влачить свое печальное существование. Но тот же БГ еще 25 лет назад написал: «Те, что нас любят, смотрят нам вслед. Рок-н-ролл мертв, а я еще нет». Вот и песенке конец. А все, кто ее пел, теперь – легенды русского рока.
Кстати, в школьную программу в раздел поэзии включили творчество В. Цоя. Может, к лучшему, а может, и бессмысленно. Поймут ли современные мальчики и девочки, каких именно перемен требовали сердца именно его поколения.
12 апреля 2008 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
