Ставропольскому художественному училищу в следующем году исполняется сорок лет
Отчего так – есть разные мнения. Говорят, например, что сорок - пятьдесят лет назад, открывая эти профессиональные образовательные заведения (головным считалось Московское художественное училище им. Девятьсот пятого года), преподавание в них построили на основе программ дореволюционной Академии живописи и ваяния в Санкт-Петербурге… Так или иначе, но живописно-педагогическое отделение в СХУ десятилетиями было самым престижным, абитуриенты выдерживали высокий конкурс, а поступившие в большинстве своем мечтали не о преподавательской карьере, а о будущей славе художника.
И вдруг лет десять назад все изменилось. Абитуриенты теперь преимущественно стремятся на отделение дизайна – хотят моделировать одежду, делать стильную мебель или оформлять интерьеры в богатых домах. На живописно-педагогическом конкурсы упали. Сегодня не только специальность педагога популярностью не пользуется, но и в художники идти молодые не очень стремятся. Профессия не сулит им моментального успеха и «быстрых» денег…
Однажды мы разговорились об этом с членами Союза художников России, директором училища Аллой Чемсо и заведующим живописно-педагогическим отделением Петром Охрименко, и я поняла, что ситуация задевает их до глубины души. Не в смысле набора даже – худо-бедно, он идет. Разговор получился о ценностях, которые старшие традиционно передают младшим, и о том, что делать это становится все сложнее.
Алла Викторовна – дочь одного из самых известных и самых талантливых ставропольских художников Виктора Чемсо. В детстве, как она сама говорит, у нее и выбора-то не было кем стать: в куклы играла, а потом и рисовала потихоньку в мастерской отца, книжки с картинками – художественные альбомы… И был рядом сам Виктор Мусович, глубоко преданный своему призванию, чурающийся показухи, не гнавшийся за коммерческим успехом любой ценой.
У Петра Порфирьевича другая судьба. Вырос Охрименко в совхозе «Бештау», в Ставропольское художественное училище поступил, преодолев отцовское сопротивление – в семье считали, что мужчине нужна другая, более основательная профессия, чем ремесло живописца. Вспоминает он, между прочим, что в родном селе посмотрел всего Тарковского и все выпущенные в советский прокат фильмы Феллини – эти картины после премьеры в столичном Доме кино негласно «ссылали» в такие киноточки, минуя экраны больших городов…
Оба моих собеседника утверждают, что самым престижным в годы молодости было для них участие в художественных выставках рядом с мастерами. Попасть на краевую выставку, выдержав строгий отбор, означало доказать свою художественную состоятельность, заявить о таланте. Картины тогда покупало у художников государство, предъявляя прежде всего идеологические претензии, и удостаивались этого немногие. Да, были оформительские заказы в Художественном фонде, но, заработав на их выполнении, можно было вернуться к главному – творчеству.
Творчество как ценность и кажется наставникам субстанцией, не востребованной их сегодняшними учениками.
Вот, говорит Алла Чемсо, рядовая ситуация: талантливый студент курсе на третьем перестает думать о творческом росте, об овладении мастерством и открыто заявляет: научите модным приемам, чтобы «картинка» продавалась. И не в самом этом желании заработать дело – для художника оно естественное, и не только в том, что «картинки» сейчас покупают не слишком обремененные культурными познаниями новые русские! А в том, что престижным стало попасть не на художественную выставку (молодые относятся к этому с прохладцей), а в модный салон. Салоны же, добавляет Петр Охрименко, одинаковы везде – что в Москве, что в Ставрополе, что в Железноводске. Открывают эти галереи с благими намерениями: сказать новое слово в искусстве, предоставить площадку новым талантам, а через год-два от благих намерений ничего не остается, кругом сплошной гламур. Он-то сейчас и продается.
А. Чемсо понятие «гламур» определила как «лакированная жизнь». На гламуре, жестко сказала она, уже воспиталось поколение «пользователей». Людей, которые превыше всего ценят удобства и комфорт и обременять себя не хотят даже малейшими переживаниями. Вплоть до анекдота: некто заказал художнику портрет дамы, но попросил, чтобы на картине она смотрела в сторону – ну не хочет он встречаться с моделью взглядом! Смотреть в чьи-то глаза – это ведь переживание. Какой уж тут Тарковский…
Собственно, все это уже было описано в повести Николая Васильевича Гоголя «Портрет». Там старик-профессор предостерегает своего ученика – молодого художника: «…Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец. У тебя и теперь уже что-то начинают бойко кричать краски. Рисунок у тебя не строг, а подчас и вовсе слаб, линия не видна; ты уже гоняешься за модным освещением, за тем, что бьет на первые глаза. Берегись, тебя уже начинает свет тянуть; уж я вижу у тебя иной раз на шее щегольской платок, шляпа с лоском… Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится, а не развертывается талант. Терпи. Обдумывай всякую работу, брось щегольство – пусть набирают другие деньги. Твое от тебя не уйдет…»
По Гоголю, молодого живописца Черткова, не внявшего советам, совратил и сгубил дьявол…
Мои собеседники на такие обобщения не замахиваются. Петр Порфирьевич, впрочем, ученикам говорит: если подадитесь в модные живописцы, то, когда будете мимо меня пролетать на мерседесах, не останавливайтесь – я к вам не сяду!
Нынешнему своему выпускному курсу он несколько лет назад показывал фильм француза Жана Ривета «Прекрасная спорщица» («Золотая ветвь» Каннского фестиваля). Ребята томились: никто ни за кем не гонится, никто ни в кого не стреляет… Но недавно вдруг попросили принести ленту еще раз, захотели пересмотреть.
В училище, как и всегда, проводят литературные вечера (дискуссию по «Бесам» Достоевского вспоминают до сих пор). Директор Алла Викторовна напоминает студентам: в воскресенье по каналу «Культура» будет фильм о Рудольфе Нурееве, посмотрите обязательно! Преподаватели, среди которых много серьезных художников, все же надеются: в ком-то их вера в силу искусства, в высокое предназначение таланта отзовется. Не сейчас, так завтра…
22 марта 2008 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
