00:00, 22 февраля 2008 года

Алим Дядюшин живет за «Океаном»

За «Океаном» обычный многоквартирный дом, где живет Дядюшин. И за границей он побывал – в сороковые-роковые – в Польше, Чехословакии, Германии. И на стенах поверженного Рейхстага расписался. Так и указал: «Село Фантерёво. Дядюшин».

Он был воспитанником 155-й подвижной танкоремонтной базы. В пятнадцать лет - уже слесарь-монтажник. Начал служить в сорок четвертом. А в январе сорок пятого Алим был уже в Польше в составе одного из подразделений Белорусского фронта. На машинах-«летучках» ремонтники появлялись везде, где необходима была помощь по восстановлению подбитых танков.

- Это был завод на колесах, - вспоминает Алим Дядюшин, - порой, под прицелом врага спешили на помощь танкистам. На подступах к Гданьску немцы прорвались, и мы видели, как за рекой идет кровопролитный бой: наши бегут с криками вперед, потом поворачивают назад и падают, падают… Но, смотрим, зачастили «катюши» - и наши подразделения было уже не остановить…

Запомнились еще разбитые города, вокзалы и дома. Видел, как власовцев, защищавших вместе с немцами Гданьск, вели под конвоем. О Победе узнал 8 мая. Что тут началось! Пальба, салют из всех видов оружия и всеобщее ликование…

А в Берлин ремонтников на грузовике повез замполит. Сначала наши патрули не пускали к Бранденбургским воротам, но все-таки мы прорвались к Рейхстагу, где и расписались на стенах.

Послевоенная «география» Дядюшина привела его на восток, в Красноярский край, где в Норильске ему пришлось поработать в типографии бумагорезчиком. А в сорок девятом Алим был призван на службу в армию, хотя при желании мог и не служить: фронтовик все-таки.

Так получилось, что часть жизни (в ранней юности) он посвятил служению технике на гусеничном ходу, а большую часть - крылатым машинам. Успешно окончил школу младших авиаспециалистов и служил механиком на самолетах «Ла-7», «Ла-9». «По-2» («кукурузник»), «Як-12», «Ан-14» («пчелка»). Потом были офицерские курсы и обслуживание самолетов «Миг-15» и «Миг-17».

Экстерном получил авиационно-техническое образование. В пятьдесят девятом в Армавирском училище летчиков и штурманов обслуживал самолет заслуженного летчика СССР Николая Голодникова. Потом служил в Ставрополе техником звена самолетов «Ли-2», имел высшую категорию классности – «мастер». За 25 лет работы техником самолетов ни разу не случалось летных происшествий: число взлетов всегда соответствовало числу посадок…

P.S. По чьей-то оплошности имя Дядюшина не занесено в новую мемориальную экспозицию «Дети войны и мира», открывшуюся 21 января 2008 года в Ставропольском дворце детского творчества. Надо бы исправить ошибку…

Елена НИКИФОРОВА
«Там, за «Океаном»...»
Газета «Ставропольская правда»
22 февраля 2008 года