Вертикаль духа
В ХХ веке, как ни печально об этом говорить, в одной только Москве были стерты с лица земли более 400 церквей. Свидетельство Гамсуна словно переносило нас в неизвестный русский сон, и вот волей истории мы в этот сон возвращаемся наяву. Часовни и соборы растут, словно молодые сильные побеги. Их красота, как и красота икон и церковного песнопения, действительно ошеломляет, но она же становится и причиной психологического раздвоения. И разум, и душа отказываются понять, как могут мирно и даже на равных сосуществовать и красота, и окружающий ее порок. Все понимают: дальше так продолжаться не должно, ведь на сцену жизни выходит поколение, у которого появляются собственные дети. Как же они будут воспитаны?
…Пятилетняя девочка дружит с соседской бабушкой и рассказывает ей свои секреты: «Сегодня, - говорит она, - мои мама и папа женятся, а вчера они ругались страшными словами. А вечером папа ушел на дежурство, и мама укладывала меня спать и тоже кричала и ругалась гадкими словами, сказать – какими?» Бабушка просит: «Не надо, деточка», и ребенок продолжает: «Ночью мне приснился сон: будто я от мамы полезла на высокое дерево, но она гонится за мной, а я забираюсь все выше и выше. Вдруг дерево кончается, и я, как птичка, лечу вниз… Только крылышек у меня нету…»
Так и напрашивается привычная аналогия с эпохой распада Рим-ской империи. Крушение древнего мира началось с разрушения религиозности, которое постепенно захватило и государственную, и семейную жизнь. Но разве не по этой же внутренней причине в течение одного только века рухнули две великие России – императорская и советская? Потому что, как это видится и за церковной оградой, смысл русской истории в том, чтобы стала Россия праведной. Лишь тогда ее военная, политическая, экономическая мощь будет оправдана небесами. То есть существование нашего государства сохраняет смысл, пока оно способствует сохранению веры. Но стоит только ему перестать выполнять эту роль, и Россия падает, исчезает. Иными словами, спасая наши души, держава спасает и самое себя.
Пророческое ожидание православной культуры, которое зародилось впервые у Гоголя, Достоевского, становится главной темой исканий. Так русская классическая литература подготовила для нас основу внутреннего преображения. Возникает чувство, будто процесс христианизации Руси вступил в свой новый решающий период, а то, что было в нашей истории – лишь грандиозное предисловие, ибо идею «Третьего Рима» осуществить прежней России не удалось, достаточно сказать – царь отрекся. Но разве сама идея архаична?! «Москва – третий Рим» - вечная формула, и она лишь начинает свою работу. Не только Россия, но и мир нуждается в ее реальном осуществлении. Поразительно, что эти мысли у множества людей возникают вполне естественно: в конце концов вряд ли кто оспорит то, что культурная ситуация и в стране, и в мире действительно предельно опасна.
Растущий хаос информации раздавит нас, если не будет выстроена иерархия ценностей. Эта проблема стоит и перед скучным шведом, думающим, что смысл жизни - благополучие, и перед бедным русским, потерявшим всякие ориентиры. Христианизация культуры нужна, чтобы всепроникающим чувством скрепить и объединить нацию, чтобы понять, зачем мы живем. Когда нам говорят о достойной жизни, как правило, имеют в виду материальный достаток, забывая о праве и человека, и народа на духовно достойную жизнь, чтобы было что передать своим детям – национальное благородство, чувство справедливости и красоты. Иначе так и будем считать нормой, когда на одном телеканале церковное песнопение, на другом – пошлейшая попса, на третьем – кровь, насилие, смерть. Не вертикаль власти сама по себе, а вертикаль культуры, восходящая от земли к небу, действительно спасительна для России.
Мы мечтаем прежде всего о том, чего душе не хватает. А самый точный прогноз на будущее дают не социологические центры, а обычные люди, с которыми приходится встречаться и говорить. Они, как правило, серьезны и ждут благих перемен. С этого начинается революция в сознании – самая непобедимая из революций. В 60-е годы прошлого века на западе тоже была своя революция в сознании: уличная проповедь любви, добра, хипповые «дети-цветы». Куда же они делись? Кто-то удачно сформулировал: «Ушли в семена». Когда мы теряемся и не знаем, что делать, надо вспомнить о своих семенах. Мораль ведь не только голос божественного, но и наш собственный голос.
Но есть еще и семена другого рода – исторические, исполненные силой космического и бытийного смысла. Когда Римская империя была приговорена, ей был дан новый огонь из христианских катакомб. Так восточная часть империи – Византия – продлила свое существование еще на 1000 лет. Вот что реально означает христианизация культуры.