Раиса Котовская. Уроки пения
Появление на свет в канун Рождества Христова – не знак ли это судьбы, некоего предопределения? Таинственное и многозначное совпадение дат всегда производит магическое впечатление. Как и поэзия…
«Когда человек умирает, изменяются его портреты…». Как ни права в своём наблюдении Анна Ахматова, для меня портреты Раисы Котовской стали меняться ещё при жизни: с обложки последней её книги «Судный день» смотрит до странности незнакомая мне Раиса: в повязанном «домиком» платочке, в образе богомолки. Мы были знакомы с юных лет, и она жила в моей памяти и представлении совсем-совсем другой. С годами наши пути разошлись, в последние годы мы почти не общались. Раису привлекали молитвенные стояния во храме перед образами, почитание церковных праздников, паломничество ко святым местам… Хотя и меня судьба через тяжкие испытания привела на путь богоискательства, однако сказать: «Вот моя земля обетованная – церковь православная моя!» – как сказала Раиса, я не могла бы.
Раиса Котовская написала сравнительно не много, но, несомненно, каждую строку свою пропускала через сердце. Рассказ же о её творчестве в целом невозможно вместить в рамки небольшой газетной статьи. Буду поэтому говорить только о её стихах, написанных в последние годы жизни. В лучших стихотворениях Раисы Котовской последних лет отразились самостоятельность мышления, духовная и гражданская зрелость автора, способность идти против течения, наперерез волне.
Нынче мы «зацитировали» Достоевского, то и дело повторяя: «Мир спасёт красота». Но вот послушайте:
Красота, говорите? Тщета. Не спасёт она мир, пропащая. По рукам пошла красота, Словно знамя переходящее – За валюту и за враньё. Рано праздновать воскресение. Нынче время – спасать её, Чтобы ждать от неё спасения.
Сказала так, словно одним ударом вбила в доску гвоздь по самую шляпку – не вытащить! Вот оно – подлинное художественное. А рядом – стихи не менее разительного свойства. Острая и молниеносная мысль оттого поражает воображение, что облечена в безупречную, чеканную поэтическую форму:
Грозный век настал. И, может статься, Оскудеем сердцем я и ты. Боязно порой недосчитаться В нём участья, счастья, доброты… Вот и озираю то и дело Кладовые собственной души, Как больной – своё больное тело, Чтобы убедиться, что он жив.
Каждому пишущему стихи знакомо это искушение – помудрствовать лукаво. Лукавство получается, разумеется, невольное: как сказал Тютчев, «мысль изреченная есть ложь». Не лживо только подлинное чувство, не лжив поэтический образ, заключающий в себе бездну смысла. Раиса Котовская, как истинный поэт, мыслит образами недюжинной силы – как тот, которым завершается приведенное стихотворение.
У кого-то из классиков я прочла такую запомнившуюся мне истину: то, что современно в момент написания, оказывается современным и впоследствии. Вероятно, это так и есть. Ведь современность (не путать со злободневностью!) – глубинное подводное течение времени, где настоящее проистекает из прошлого и устремляется в будущее.
Стихи Раисы Котовской в высшей степени современны.
Я знаю, она верила в долговечность своего Слова, и полагаю, что в этом не заблуждалась. Её стихи способны выдержать проверку временем. Только вот вопрос: выдержит ли проверку временем само наше общество? Не отвратится ли оно, как уже бывало, от своих исконных родовых святынь, от света Истины, не почит ли духовно в стяжании, в скудоумной пресыщенности?..
… «Уроки пения». Так называется одна из книг Раисы Котовской. Многозначительное название: разве не получаем мы духовно-нравственные уроки, обращаясь к подлинной поэзии? С этим соотносится и стихотворение о «пичужке с серебряным горлышком», в котором «много несхожих живёт голосков»:
…Но один из них – грустный – в сознанье моё Закатился с утра, как горошина… Это – редкая птица: душа у неё Не простая – большая, хорошая.
Про эту пичужку почему-то вспомнилось мне в горький час на кладбище, где после отпевания в храме села близ Минеральных Вод мы хоронили своего ушедшего из жизни товарища по перу. Был ясный, не январский, а как-то по-весеннему солнечный день, словно бы Божья благодать разлилась над этими степными просторами, над землёй, приготовившейся принять в себя ещё одну изболевшуюся и отстрадавшую человеческую плоть. А дух? Так хочется уверовать в христианскую заповедь о бессмертии души. Эта душа – веровала…
Пережитое в тот день прощание вылилось у меня в строки, посвящённые памяти Раисы Котовской:
… Есть среди птиц и вороны, и грифы, От них не жди отрады и добра. Ты – пела! То пронзительно, то тихо. По этой песне ты мне и сестра. Когда ярилась в наших судьбах вьюга, Крыло в крыло мы не были с тобой. И что с того… Пернатая подруга! Как тесен твой скворечник под землёй. Но песня – вот! Январский день лучится, Как будто бы среди зимы – весна. И, сидя на кресте, поёт синица, Знать, песнь твою подслушала она.

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
