Идем колядовать
В языческие времена святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба - Белбога.) Некоторые производят это слово от старославянского свиатки - души предков. Коляда (коледа) был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней), вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. После принятия христианства праздник Коляды был замещен великим праздником Рождества Христова. Однако у белорусов Рождество до сих пор называется Каледа, и у всех восточных славян сохранилось колядование - комплекс святочных обрядов.
Древние колядовщики выступали в роли «духов предков», проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия. При колядовании обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки, виноградья, с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам. После принятия христианства стали петь рождественские колядки, прославляющие Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой «вертеп», показывая представления на евангельские сюжеты.
Языческие святки сопровождались гаданиями. Цель гаданий - узнать о будущем урожае. Использовались ритуальные сосуды с водой из 12 колодцев, пели песню хлебу. В позднее время гадания превратились в обряд, а кое-где и просто в игру. Цель гаданий - узнать о девичьей судьбе. Были распространены и святочные вечёрки с вечёрочными поцелуйными песнями, представлениями ряженых (игра в покойника со срамной молитвой, продажа коня или козы, дед с бабкой и др.) Поцелуйные окончания вечёрочных песен имели агропродуцирующее значение «Цалуй в уста, чтобы рожь густа...»