В Ставропольском изомузее пополнение запасов
Приходя в музей на очередную выставку, посетитель, как правило, вряд ли задумывается о том, что где-то в его запасниках хранятся тысячи произведений мастеров разных стран и эпох, что кто-то из сотрудников ежедневно занят тем, чтобы создать для этих хранилищ наиболее благоприятные условия. И что есть люди, прилагающие немалые усилия для наполнения музейных фондов все новым содержанием. Ведь художественный процесс не стоит на месте, появляются новые талантливые мастера, готовятся новые выставочные проекты...
- Эта невидная широкой публике организационная работа идет в музее постоянно, в комплектовании коллекции мы видим свою главную задачу, - говорит директор музея Зоя Белая. - О новой выставке, представившей наши самые свежие приобретения за двухлетний период, могу без ложной скромности сказать - она удивительная! Мы вправе гордиться тем, что нам, я считаю, удалось собрать столь разные по жанрам и направлениям работы, наглядно характеризующие большой временной пласт художественной жизни страны, если точнее - того периода, когда она еще называлась Советским Союзом.
Основные направления пополнения музейной коллекции - это приобретение произведений искусства на средства, выделяемые госбюджетом, и дарение произведений самими авторами, главным образом, после проводимых в музее персональных и групповых выставок. Речь, конечно, прежде всего о ставропольских авторах, потому что привезти для экспонирования полотна из другого региона проблематично - дорого. К чести художников-земляков, они пополняют запасники регулярно. Опытные искусствоведы работают также с наследниками художников и с владельцами их картин как потенциальными дарителями. С федеральным комплектованием сегодня большие сложности: не стало прежней отлаженной при Советском Союзе системы, когда с республиканских и всесоюзных выставок обязательно шли поступления в региональные художественные музеи. Начиная с 80-х годов прошлого века эта работа в стране остановилась, в итоге данный период художественной жизни как бы «выпал» из поля зрения обделенной провинции. К тому же, сами художники активно двинулись в рынок, к частным заказам, и цены их работ для музея стали вообще недосягаемы.
- К счастью, ситуация меняется, и художников снова привлекает возможность оставить свое имя в музейных фондах, - говорит заместитель директора музея Ольга Бендюк. - Наш «поставщик» в Москве «РОСИЗО», как государственный музейно- выставочный центр Федерального агентства по культуре и кинематографии, не только владеет огромными фондами живописи, графики, прикладного искусства, но и продолжает закупки. Сотрудникам региональных музеев разрешается знакомиться с его фондами с целью последующей передачи в пользование.
Когда создавался Ставропольский музей, местные художники думали, что он будет в основном содержать именно работы здешних авторов, но все же искусство невозможно ограничить географическими рамками. Мечта любого музейщика - представить современное искусство в самом широком разрезе. Показать творческую жизнь Средней России, Сибири, Урала, Дальнего Востока, тем более столиц - Москвы и Петербурга. В каждой из этих зон сформирована собственная художественная школа с присущим только ей лицом. И потому музейщики профессионально несказанно рады, что потребности регионов в расширении своих представлений поняли ответственные чиновники центра, разрешив «РОСИЗО» делиться с регионами.
- Особенно привлекает нас возможность показать искусство республик, ставших теперь самостоятельными государствами, - продолжает Ольга Борисовна. - Уже в советский период каждая из них имела свои творческие черты, направления, отличия. И вот сегодня мы предлагаем ставропольской публике увидеть очень интересный срез художественного процесса. Поступления есть просто уникальные, например, произведения Соколова, Платова 30-х годов. Работы таких мастеров и такого периода сегодня нигде не найти!
Словом, в преобразившемся зале музея действительно есть на что посмотреть. Тут работы мастеров Азербайджана, Узбекистана, Киргизии, Прибалтики, Кавказа... неповторимо-загадочна скульптурная композиция «Женщины у моря» Я. Якимявичуса (Литва), яркий образчик ныне тоже, увы, не существующей системы, когда практически в каждом республиканском, областном и краевом центре действовали монументально-прикладные комбинаты, дававшие материальную базу, особенно важную для прикладников, графиков и скульпторов. Ведь отлить скульптуру, сделать монументальную вещь ни в домашних условиях, ни даже в условиях мастерской невозможно: нужны специальные печи, мощные технологии, дорогие материалы. И вот как раз прибалты добивались в этом направлении интересных творческих результатов. Еще одно свидетельство тому тоже теперь есть в Ставрополе - это декоративная ваза «с секретом» - в нее вделан яркий стеклянный шар, описать словами это нельзя, надо видеть!
Прекрасный декоративный гобелен из Киргизии украсил большую часть стены: техника его исполнения, говорят искусствоведы, сегодня уже нигде никем не повторяется. Да и сюжет с революционными всадниками тоже стал историей. Отнюдь не утратив выразительное великолепие работы мастера Д. Уметова, и никакие идеологические мотивы уже не влияют на ценность просто замечательного произведения. Как и в медальерном искусстве, также показанном в экспозиции через работы прибалтийских мастеров. Кстати, медальеров в наши дни по пальцам можно перечесть, поскольку это опять же затратные технологии... Не столь ярки, но не менее интересны этюды 60-х годов - очень камерные, теплые, глубоко реалистичные. Сегодня этюды с натуры непопулярны среди художников, не каждый может себе позволить отойти от коммерческого салонного творчества к этюдному. А эти привезенные из запасников «РОСИЗО» возвращают нас к традиционной русской школе живописи, к высокому ремесленничеству и профессионализму художников.
- У меня есть мечта сделать выставку к какой-то дате из истории Советского Союза, - признается Ольга Бендюк. - Наши фонды позволяют это сделать. Причем уже без какого бы то ни было пафоса и ностальгии. Просто это было очень хорошее искусство!
Сочный национальный колорит несут в себе творения художников Осетии и Азербайджана. Полотно С. Намитоковой-Манафовой «Поэма об Апшероне» воспринимается как своего рода живописный восточный ковер, с присущим ему наивно-чувственным восприятием мира. А рядом - «Весенние хлопоты» Ю. Абисалова из Владикавказа: тут вообще целая «пьеса» со своим сюжетом, главными и второстепенными персонажами, характерами и взаимоотношениями, представленными через традиционный быт, занятия, традиционные цветовые решения.
Останавливают на себе взгляд два больших полотна Э. Белютина, метафоричного и экспрессивного. Его «Человек с больной рукой» просто потрясает мощной квинтэссенцией состояния, передаваемой в красках. Среди других приобретений ставропольских музейщиков - образцы прикладного искусства традиционных техник: - гобеленов, керамики, стекла, малой пластики, чеканок, скульптуры. Один лишь французский бульдог чего стоит! Не говоря о керамическом... трактористе и прочих ныне экзотичных изысках творческого вдохновения. Еще настоящие раритеты - декорационно-театральные работы, ведь театральные художники в основном уже не делают ни макетов сценографии, ни эскизов в материале, все отдано господину компьютеру. Да и монументальные батики все из-за тех же сложных и недешевых технологий пока пребывают в забвении. И только в музейном зале мы можем остановиться (затаив восторженное дыхание!) перед чудесным триптихом И. Лазутиной «Мир планете Земля»...
За два года музеем получено почти 300 разных работ. Все сразу показать невозможно. А потому у нас с вами впереди новые встречи с работами мастеров Урала, Сибири и Дальнего Востока. Постепенно покажем и то, что пока осталось за кадром, обещают музейщики.
28 декабря 2007 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
