Ставрополь по-прежнему джазовая Мекка
Здесь же попадание симпатии в сердце народа оказалось удивительно точным. Немалую роль в этом сыграл тот факт, что в лучшие фестивальные времена на Ставрополье побывал если не весь цвет российского джаза, то по меньшей мере его значительная часть. Это - десятки именитых коллективов и солистов из столичных городов, гости со всех уголков Южного федерального округа и даже ближнего и дальнего зарубежья. Достаточно вспомнить в этом ряду таких мастеров международного класса, как Игорь Брилль, Ирина Отиева, Ирина Родилес, Игорь Бутман, Лера Гехнер.
После 2003 года проводить фестиваль, к неудовольствию ставропольской публики, решили раз в два года. Зато, по уверениям учредителей и организаторов, за счет сокращения количества должно было вырасти качество программ, в которых на протяжении последних лет все труднее задействовать именитых джазменов. Причин никто не скрывал: культурная отрасль, как известно, по-прежнему финансируется по остаточному принципу, а организация подобных фестивалей требует немалых средств.
Тенденция дальнейшего сокращения горячо любимого ставропольской публикой сейшена проявилась и на этот раз. Мало того что вместо обычного двухдневного гала-концерта организаторам пришлось ограничиться одним фестивальным днем, так еще и география приглашенных свелась лишь к Ростову и Астрахани. Конечно, эти регионы обладают сильной джазовой школой. Прибывший к нам астраханский брасс-квинтет под управлением Владимира Алатарцева является на музыкальном рынке штучным товаром, а ростовский квартет нашего земляка и выпускника Ростовской консерватории Андрея Мулюкина, открывший второе отделение гала-концерта, недавно стал признанным лауреатом Международного музыкального конкурса в Испании. Но никого из звезд мировой величины на Ставрополье в этом году не дождались.
Тем не менее в министерстве культуры края и краевом доме народного творчества на будущую судьбу фестиваля смотрят с оптимизмом.
- Количество приверженцев джаза в нашем крае растет. Повышаются его популярность и уровень исполнения, - констатировал в нашей беседе ведущий гала-концерта, начальник отдела культуры Предгорного муниципального района Юрий Васютин. – В этом году региональные коллективы и исполнители показали такой класс, о котором еще несколько лет назад можно было только мечтать. Так что, каковы бы ни были материальные трудности, улучшения в развитии джазовой музыки в нашем крае налицо.
Для отбора участников гала-концерта, каждый из которых удостоен фестивального диплома за мастерство, за преданность джазу или за музыкальное новаторство, шли прослушивания по трем зонам - в Ставрополе, Невинномысске и на Кавминводах. В финал вышли самые достойные. Программа подобрана таким образом, что в ней достаточно полно отразились важнейшие этапы и направления современного джаза – от классики, представленной именами «джазовых аристократов» Глена Миллера и Дюка Эллингтона, до «фьюжна» Чика Кориа и «метрических вариаций» Пэта Мэтини.
Откровенно интриговал публику и состав ставропольских исполнителей. Наряду со старожилами фестиваля, в числе которых Ю. Васютин особо выделил руководителя джаз-оркестра «Любимые мелодии» Рудольфа Атанесова (Невинномысск), основателя ансамбля «Опус» Александра Литвяка, Александра Бендера, возглавляющего джаз-бенд «Предгорье» (Предгорный район), руководителя джаз-оркестра ДК им. Горького Валентина Фокина (Невинномысск) и преподавателя краевого колледжа искусств Бориса Зайцева (Ставрополь), являющегося вдохновителем и организатором целого ряда джаз-проектов. В фестивале приняли участие камерный хор Ставропольской государственной филармонии под управлением Татьяны Середы и вокальный ансамбль «Созвездие» СГУ, возглавляемый Эсмирой Жуковой. Уже хорошо известные публике по исполнению иных жанров оба коллектива удачно дебютировали в новом для себя качестве, продемонстрировав достойное владение техникой спиричуэла.
Другой ансамбль университета, как пояснил конферансье, стал специальным фестивальным проектом Антона Сафронова. Своеобразный стэйдж-бэнд подтвердил свое название – «Fugion»: и выбором репертуара соответствующего направления, и способностью привнести в него собственную индивидуальность.
Надо сказать, что студенчества на этом фестивале было много как никогда, и в зале, и на сцене. Больше всех молодых коллективов представило эстрадное отделение краевого колледжа искусств: оркестр Бориса Зайцева, ансамбль преподавателя Петра Ларина, студентов Сергея Фомичева, Юлии Красновой (при поддержке педагога и прекрасного музыканта Олега Щербина), Павла Старцева.
Вместе с университетом и колледжем, представляющим высшее и среднее музыкальное образование, в фестивале приняли участие и учащиеся начальной ступени. Струнный ансамбль Геннадия Цыблова «Сувенир» в очередной раз подтвердил высокую марку старейшей в крае детской музыкальной школы № 1 Ставрополя. Вызвало теплую зрительскую реакцию исполнение пьесы «Джа-да» Боба Картона детским оркестром-спутником «Любимых мелодий» Р. Атанесова под управлением Валерия Павлова из Невинномысска. От ДМШ № 2 Пятигорска, регулярно принимающей участие в фестивале, выступили дуэтом «Импро» учителя Любовь Валешная (вокал) и Рената Янюк (фортепиано).
Дмитрий Оспин, пятикурсник Ростовской консерватории им. С. Рахманинова, представил композицию собственного сочинения «Понять и вернуться», в которой, как справедливо прокомментировал ведущий, глубоко ощущалось отражение внутреннего мира автора. А восприятию его залом, конечно, способствовал вокал Армена Аветисяна – тоже студента, но выпускного курса факультета искусств СГУ.
Если традиционно сильными были выступления джаз-оркестров - обладателя гран-при прошлого фестиваля Валентина Фокина, городского Дома культуры Георгиевска под управлением Владимира Рассказова и оркестра СВВАИУ им. маршала авиации Судца под руководством Николая Денисюка, то для джаз-бенда управления культуры Майкопского района (республика Адыгея) выход на ставропольскую сцену был в новинку. Однако и публика, и музыканты остались им довольны.
Первенство симпатий зрители единодушно отдали короткой программе ансамбля А. Милюкова, в которой прозвучали как произведения самого Андрея, так и аранжировка пианистки Елены Лубяной «Чарующего ритма» Джорджа Гершвина. Во всяком случае, когда А. Милюков объявил название одной из своих композиций – «Время зажигать другие звезды», в ответ с галерки раздалось благодарное: «Вы их зажгли!». Да, наверно, все-таки при всех трудностях и проблемах организации подобных действ Ставрополь сохраняет за собой статус джазовой Мекки...

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
