Счетная палата Ставрополья проверила, как чиновники используют бюджетные деньги
В «прицел» попали не только комитет по госзаказу и ценовой политике, но и ряд министерств и ведомств, которые делали закупки за казенные деньги, а также предприятия-поставщики и подрядчики. Несмотря на то, что новым законодательством начиная с 2005 года тщательнейшим образом были прописаны все процедуры в сфере действия госзаказа, финансовые средства, как выяснилось, использовались неэффективно, порою просто по-барски, а в ряде случаев и не по целевому назначению. У наших чиновников, похоже, на любой закон находится «противоядие».
По словам А.Колесникова, комитет по госзаказу не сумел «перестроиться на марше с учетом нового законодательства» - в результате многие госзакупки делались по принципу «кто во что горазд». А ведь их за проверенный период набралось ни много ни мало более чем на 7 млрд. рублей. Неритмичность размещения заказов неблагоприятно сказалась на динамике исполнения бюджета: например, некоторые ремонтные работы начались только «с белыми мухами». Конечно, учитывая большой объем работы, проверить весь пласт ответственности комитета не удалось. Тем более что приходу аудиторов никто нигде не обрадовался, а напротив – им чинились разного рода препятствия, вплоть до отказа выдать необходимую для работы документацию. И неспроста. Нарушения подчас лежали на поверхности. В частности, из числа проверенных контрактов 23 % размещены без конкурсных процедур - на общую сумму 211,6 млн. рублей. Чаще всего «везунчики» без всякой конкуренции получали заказы со ссылкой на некие обстоятельства «непреодолимой силы». Практически во всех случаях такие ссылки были неправомерны. Не было, слава Богу, ни войны, ни стихийного бедствия в крае на тот момент. По самым скромным подсчетам аудиторов, возможные потери превысили 20 млн. рублей.
Итого в результате выборочной проверки Счетной палаты установлено 213 нарушений законодательства на общую сумму 656 млн. рублей. Среди самых распространенных «вольностей»: несоблюдение принципа эффективности и экономности – на 465,5 млн. рублей, заключение контрактов без достаточных правовых оснований, что имеет признаки нецелевого использования средств, – на 54,5 млн. рублей, невостребованные штрафы и пени – на 5,3 млн. рублей и т.д. Самым серьезным нарушением в этом ряду является нецелевое использование средств, которых «набежало» на 16,7 млн. рублей. Эти деньги с ведома министерства имущества потрачены на непредназначенные цели на одном из объектов, находящемся за пределами края, - санатории «Ставрополье». В частности, средства ушли на строительство какого-то забора, оплату фактически невыполненных работ, на благоустройство участков, на которые нет правоустанавливающих документов об их принадлежности Ставрополью. Надо сказать, с времен перестройки когда-то обширная территория санатория «Ставрополье», правом на которую обладали сельхозпроизводители края, уменьшилась в 10 раз, а оставшаяся до сих пор толком не оформлена. Аудиторы также обнаружили, что помещения санатория сдаются в аренду буквально за копейки, таких цен уже не найдешь. По большому счету, сюда надо приехать не с выборочной проверкой, а надолго, чтобы выяснить, что же происходит с краевой собственностью, в чьи руки она незаметно уплывает.
Счетная палата подготовила также заключение на проект закона о бюджете на 2008 год. Сравнили экономическое «самочувствие» ряда дотационных муниципальных образований после получения трансферта из вышестоящего бюджета и тех, кто зарабатывает сам. В выигрышном положении оказались первые. По мнению аудиторов, несправедливость заложена в самом планировании доходной части. Рост консолидированного бюджета в проекте закона обозначен на уровне 130,8 %, краевого – 129 %, вклад муниципальных образований – 135,6%. Если учесть, что в крае только три бюджетных донора, то, выходит, ставится задача «задавить» всякую инициативу «снизу». Все, что заработаешь, заберут, а потом выдадут на жизнь сколько посчитают нужным... Главный и печальный вывод – муниципальные образования никоим образом не заинтересованы в расширении налогооблагаемой базы, то есть, по словам А.Колесникова, «в выращивании того самого дерева, которое приносит золотые яблоки». Чтобы экономика края росла, межбюджетные отношения следует кардинально перестраивать.
21 ноября 2007 года