Судебные приставы
На пресс-конференции, состоявшейся в УФССП России по Ставропольскому краю накануне юбилейной даты, руководители Управления делились с журналистами успехами и проблемами.
Судебный пристав – фигура в российском правовом поле серьезная, и задачи, решаемые службой, очень важны: принудительное исполнение судебных решений и актов специально уполномоченных органов (пенсионный фонд, налоговые инспекции, милиция, ГИБДД, Роспотребнадзор и т. д.), обеспечение установленного порядка деятельности судов. А еще здесь работают органы дознания, появившиеся в составе службы два года назад. Сегодня штатная численность краевого УФССП составляет 1127 человек, в крае работают 34 структурных подразделения, в том числе два межрайонных и два специализированных отдела судебных приставов.
С момента образования службы судебных приставов количество исполнительных производств год от года возрастает в геометрической прогрессии. Это, отметил главный судебный пристав края Геннадий Кутепов, связано не только с активизацией и развитием экономических и гражданско-правовых отношений в стране, но и с повышением авторитета службы судебных приставов как эффективного механизма окончательного разрешения экономических споров в рамках правового поля. Как сказал Геннадий Кутепов, по статистике, самыми злостными уклонистами от добровольного выполнения решений судов являются ответчики по гражданским делам:
- В производстве структурных подразделений краевого УФССП за девять месяцев текущего года находилось более полумиллиона исполнительных производств. Например, у нас сегодня в производстве 32 тысячи «алиментных дел»: ну не хотят нерадивые родители добровольно оплачивать содержание и воспитание своего ребенка. Не меньшая головная боль – расширение рынка потребительского кредитования. Относительная легкость получения товаров «в долг» при отсутствии эффективного банковского механизма по выявлению недобросовестных заемщиков оборачивается для нас дополнительной работой. Ожидаем, что нашу службу ждет шквал взысканий задолженностей по коммунальным платежам. Причем долги, копившиеся годами, коммунальщиками передаются на взыскание только тогда, когда сумма неплатежей начинает «зашкаливать». А взыскать, например, стотысячный долг с пенсионера, который получает пенсию в полторы-две тысячи рублей, сами понимаете, практически невозможно.
Чтобы уклониться от исполнения решения суда, к каким только уловкам и ухищрениям не прибегают граждане. Как, например, взыскать в полном объеме алименты, если «по-белому» проходит минимальный оклад, а остальные деньги – в конверте? Или, например, человек занимает высокую должность и в силу этого априори относит себя к касте неприкасаемых, в том числе в части исполнения решения суда. Самый, пожалуй, яркий пример – нашумевшая история с неподписанием законов, принятых краевой Думой, и. о. вице-губернатора Анатолием Воропаевым. Напомним, были решения судов, обязывающие главу региона либо лицо, исполняющее его обязанности, подписать ряд документов. Краевая служба судебных приставов дважды штрафовала А. Воропаева за неисполнение судебного решения. Но получить штрафы сразу и добровольно не получалось долго: и в здание правительства приставов пыталась не пускать охрана, и обжаловались действия приставов через суд, но в конце концов Фемида признала действия сотрудников УФССП законными и обоснованными. Следующим этапом должно было стать возбуждение уголовного дела по ст. 315 УК РФ «Злостное неисполнение вступившего в законную силу решения суда». Не случилось – чиновник подписал законы. И штрафы ему пришлось уплатить: выложил 150 тысяч рублей наличными, отказавшись от предложения гасить штраф из зарплаты.
Как отметил Геннадий Кутепов, сегодня на одного пристава-исполнителя в среднем приходится 120 исполнительных производств в месяц, в то время как по нормам Минтруда положено 22. То есть люди работают с более чем пятикратной перегрузкой, как космонавты в момент нештатной ситуации. К счастью, у приставов количество дел практически не влияет на качество их выполнения, а нештатные ситуации благодаря отлаженному механизму действий возникают «на борту» ведомства чрезвычайно редко. Плюс ко всему отдача от работы каждого пристава существенно превышает затраты на его содержание.
- Наш бюджет на 2007 год составил 367 миллионов рублей, - сказал Кутепов, - это те деньги, которые тратятся на содержание сотрудников Управления. При этом за девять месяцев нынешнего года судебными приставами-исполнителями края фактически взыскан миллиард 649,5 миллиона рублей, в том числе в бюджеты всех уровней перечислено более шестисот миллионов рублей. Это, смею заметить, высокий уровень КПД с точки зрения материальных затрат.
Добавим, что по итогам работы в первом полугодии краевое управление вошло в двадцатку лучших территориальных органов России, а по линии обеспечения порядка деятельности судов заняло первое место.
Кстати, в ходе мероприятия главный редактор «Ставропольской правды» Василий Балдицын был награжден медалью «10 лет Федеральной службе судебных приставов» за большой личный вклад в решение возложенных на ФССП России задач.
2 ноября 2007 года