Тупик «Лермонтовского квартала»
Две дамы бальзаковского возраста из отдыхающих вскидывают густо накрашенные ресницы и с пугающим невежеством отвечают вопросом на вопрос:
- А что это такое?
- Ну, старинный особняк, где жили Пушкин, Лермонтов…
Дамы пожимают плечами и фланируют вверх по Коминтерна к санаторию «Луч». Дом Реброва остается метрах в тридцати слева от них…
Только четвертый из опрошенных – молодой человек, который выходил из фотосалона, ответил:
- Это здесь, дворами пройдите, - и уточнил: - Но там смотреть нечего, одни развалины.
И вот я стою в двух шагах от памятника истории федерального значения. Как повествует тот же путеводитель: «Лермонтов описал этот дом в повести «Княжна Мэри», поселив здесь своих литературных героев: в мезонине Веру с мужем, а внизу княгиню Лиговскую с дочерью, княжной Мэри. Поэтому его стали именовать домом княжны Мэри». Где же этот мезонин? Где комната юной княжны? Где фасад с колоннами? Передо мной одна стена из голого обветренного бруса. Крыши нет, вместо дверей и окон – пустые проемы. Заглянул с обратной стороны – там и вовсе руины. Из подвала несет зловонием – его давно превратили в свалку. Порожние бутылки из-под водки и пива валяются меж изломанных брусов, которые почти два века назад привезли специально для этого дома из Астрахани. Поросль кустарника и деревьев буйствует в бывшей парадной зале. Той самой, где некогда ступала нога «солнца русской поэзии» и где гениальный поручик Тенгинского полка грезил героями одной из самых проникновенных книг в истории отечественной и мировой культуры.
Миллионы россиян, жителей ближнего и дальнего зарубежья и сегодня, как некогда их родители, дедушки и бабушки, читают и перечитывают «Героя нашего времени». По здравому рассуждению «Дом княжны Мэри» для них должен стать местом паломничества… Но я напрасно верчу головой: на площадке между сараями и федеральным памятником истории ни души. Как же мы дошли до такого беспамятства?
В поисках ответа я отправился в муниципальное учреждение «Возрождение». Здесь истинные энтузиасты за грошовую зарплату из месяца в месяц, из года в год борются за спасение памятников истории и архитектуры Кисловодска. От них я и узнал о трагической судьбе дома Реброва.
...Одна из первых литографий этого здания была изготовлена еще при жизни М. Лермонтова - в 1834 году. В 1841 году бывший сослуживец погибшего поэта А. Арнольди зарисовал дом, где тот жил и творил. Этот рисунок знала вся образованная Россия. Лучшие фотографы конца XIX века запечатлели дом Реброва средствами светописи. И тем не менее злоключения здания начались почти сразу после смерти статского советника Алексея Реброва.
Наследники разделили усадьбу: часть построек продали, часть сдали в аренду. Новые хозяева и арендаторы стали перестраивать усадьбу кто во что горазд и использовали строения в сугубо корыстных целях. Во флигеле, известном как «Дом Печорина», устроили контору дилижансов, барский дом разбили на номера, террасу превратили в ресторан. Чтобы увеличить площадь под жилые комнаты, стену фасада вынесли вперед, уничтожив колонны. Лишь в 1912 году, благодаря усилиям первого директора дома-музея Лермонтова в Пятигорске Г. Раева, удалось спасти часть мебели.
Натерпелся дом Реброва и после революции. Его национализировали и… тут же превратили в коммуналку. Соответственно возникли новые сарайчики, верандочки, кладовки. И только весной 1941 года, в канун столетия со дня гибели М. Лермонтова, было принято решение вернуть историческому зданию первоначальный вид и открыть в нем литературный музей – филиал «Домика Лермонтова». Не успели: 22 июня планы воссоздания усадьбы Реброва рухнули под разрывами фашистских бомб.
Надежда вернуть Кисловодску одну из главных его достопримечательностей вновь появилась лишь в 1969 году, когда на одной из стен здания повесили мемориальную доску с надписью: «В этом доме в 1829 году останавливался А. С. Пушкин, в 1837 году жил М. Ю. Лермонтов». Спустя пять лет специальным постановлением Совета Министров РСФСР дом Реброва был признан памятником истории республиканского значения. Еще через три года горисполком Кисловодска принял решение о создании между улицами Карла Маркса и Коминтерна заповедного «Лермонтовского квартала». Дом Реброва должен был стать его сердцевиной. В столичном институте «Спецпроектреставрация» даже выполнили предпроектные разработки, но… Тяжелая плита быта придавила нежные ростки энтузиазма.
Заповедный квартал, связанный с именами Пушкина и Лермонтова, – это замечательно. Но ведь там живут свыше 250 семей. Всем им надо предоставить квартиры. А в таком случае куда девать очередников? Короче, с большим скрипом к концу 1988 года удалось отселить лишь те 16 семей, что занимали непосредственно дом Реброва. Но люди не просто съехали.
- Администрация города выделила кисловодчанам участки под дачи, - рассказывает о заключительном акте трагедии и. о. директора МУ «Возрождение» Евгений Щучкин. – Почти каждый бывший жилец этого дома счел нужным снять двери, разобрать полы и даже выпилить самонесущие балки перекрытия и увезти на дачу. По существу, здание держалось только на печных трубах. И когда в ноябре 1992 года приступили к реставрации и начали разбирать крышу, дом стал складываться. Это было на моих глазах. Слава Богу, что никто не погиб.
С грехом пополам, но в середине 90-х начали реставрацию: частично усилили фундамент, а главное, выполнили проект реконструкции дома Реброва, который прошел вневедомственную государственную экспертизу, был согласован с Министерством культуры Российской Федерации и утвержден.
Но тут возникло неожиданное препятствие: развернулась нешуточная дискуссия, из какого материала воссоздавать этот памятник истории. Изначально его построили из деревянного бруса, который затем оббили дранкой и оштукатурили.
Некоторые ученые мужи при министерстве культуры требовали, чтобы дом возводили по той же технологии. Но не менее ученые мужи, точку зрения которых разделяет и Е. Щучкин, доказывали: экология изменилась, да и качество древесины уже не то. Если воссоздать дом из дерева, то он простоит самое большее полвека. А кто потом еще раз выделит средства на реконструкцию? Разумнее построить из кирпича. Внешне под слоем штукатурки он ничем не будет отличаться от деревянного, зато прослужит в несколько раз дольше. В конце концов сторонники «кирпичного варианта» победили, но дискуссия отняла много драгоценного времени, которое можно было бы использовать на поиск источников финансирования реставрационных работ.
- По нынешним ценам на воссоздание дома Реброва надо 25 миллионов рублей. Еще два миллиона требуется на прокладку инженерных сетей, - переходит к самому больному Е. Щучкин. - Мы пытались «пробить» финансирование в трех министерствах и ведомствах: в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии, в Росстрое Министерства регионального развития России и по линии Федерального агентства по туризму. В Госстрое, который потом преобразовали в Росстрой, была программа сохранения архитектурных форм малых исторических городов. В ее рамках мы выиграли конкурс по двум объектам: Нарзанной галереи и дому Реброва. В Федеральном агентстве по туризму приняли нашу заявку на 11 миллионов рублей на развитие инфраструктуры Лермонтовского заповедного квартала. Но опять не повезло. В связи с началом реализации нацпроектов потребовалось сконцентрировать средства, и многие федеральные программы были остановлены. В том числе те, в которые попали Лермонтовский квартал и дом Реброва.
В 2005 году Пятигорский проектный институт архитектуры и градостроительства повторно выполнил эскизную планировку Лермонтовского заповедного квартала и выставил ее на градостроительный совет Кисловодска. Но дальнейшая разработка проектной документации не ведется, поскольку нет финансирования. Воссоздание дома Реброва тоже не продвигается ни на шаг. И все по той же причине. Есть ли выход из этого тупика?
- Сегодня я вижу только две «лазейки», - говорит и. о. директора МУ «Возрождение». - Попытаться выйти на ЮНЕСКО или привлечь к финансированию реставрационных работ итальянцев: ведь дом Реброва проектировали итальянские зодчие братья Бернардацци…
Ну что ж, дорогие россияне! Давайте снимем шляпы и… на паперть.