Чтобы Бог продлил «веки»...
Вот уже 45 лет, вернувшись из Турции, они живут на родине. Их приютили в Левокумском районе Ставрополья. А начиналось все давным-давно…
В 1708 году в результате подавления Булавинского восстания часть донских казаков, гонимая царской властью за свободолюбие, под предводительством Игната Некрасова ушла на чужбину. «При царизме в Рассею не возвертаться. При царизме в Рассеи не быть, против крови не идти...» Этот завет своего вожака некрасовцы выполнили сполна, пожелав возвратиться в Россию лишь в середине ХХ века. Причем староверы сделали необычайно много для сохранения исконных культурных, духовных традиций: творческое наследие казаков-некрасовцев составляет сотни песен, былин, сказаний. Сама их речь - живой памятник русскому языку.
К концу 1960 года винсовхоз «Левокумский» стал одним из самых крупных виноградарских хозяйств Ставрополья: более тысячи гектаров виноградных плантаций и 400 гектаров садов. Возникла проблема нехватки рабочих рук. Вскоре пришло сообщение: есть возможность переселить из Турции казаков-некрасовцев, которые обратились в правительство СССР с прошением о возвращении на историческую родину. Их главным желанием было спасти «некрасовскую кость от отуречивания», ведь к тому времени турецкие власти запретили учить детей русскому языку, ликвидировали казачий круг, стали брать казаков на военную службу...
В 1961 году было принято постановление правительства о приеме казаков-некрасовцев в России и выделении совхозу денег на их обустройство. Часть переселенцев позвали также в совхозы «Бургун-Маджарский» и «Терек» Буденновского района.
21 сентября 1962 года из Стамбула пришла телеграмма с сообщением о том, что в Новороссийск прибывает теплоход «Грузия» с переселенцами. Речь шла о 999 казаках-некрасовцах, но в дороге появились двое новорожденных - Семен Бабаев, а уже в Буденновске - Кондрат Щепелеев. Так что на Ставрополье прибыл уже 1001 человек.
Серафима Иосифовна - мать тысяча первого казака - о рождении сына вспоминает теперь как о самом удивительном событии в жизни. Еще в поезде начались схватки: свекровь ехала в соседнем вагоне, и на одной из станций она смогла сообщить ей эту новость. До Буденновска было уже рукой подать, и здесь, на конечной станции, известили сопровождающего о скорых родах. Через пять минут к перрону подъехала черная «Волга»...
Роженица разрешилась в тот же день, 25 сентября 1962 года. И больше недели оставалась в больнице. Врачи в белых халатах ей казались ангелами: их забота растрогала казачку до слез. В это время семья обустраивалась в поселке. «Переезжало нас из Турции 16 душ, - говорит Серафима Иосифовна. - А муж еще служил в армии, и только через полмесяца турецкие власти освободили казаков от службы в связи с переездом в Россию...» Наконец семья воссоединилась. Серафима три месяца спустя пошла работать в совхоз, а муж вместе с другими отправился на Урал лес заготавливать, ведь в поселке началась большая стройка. За полгода прибавилось 150 домов! Первыми новоселами стала многодетная семья Лифера Потаповича и Агафьи Ивановны Щепелеевых. Серафима с мужем и сыном продолжали жить какое-то время в общежитии... Кем же стал 1001-й казак?
- Сын у меня хороший. Он хлеб выращивает, - с гордостью ответила Серафима Иосифовна. - Я бы хотела разыскать ту акушерку, что принимала роды, чтобы сказать за него «спасибо».
Кондрат Полуэктович много лет возглавляет в совхозе (сейчас ОАО «Левокумское») растениеводство. Он не только вошел в историю благодаря своему рождению, но стал известным специалистом. В этом году урожай вырастил отменный - более 36 центнеров зерна с гектара!
Судьба у казаков-некрасовцев в России общая, но у каждой семьи - своя. Не случайно в поселке создан музей, в котором собраны уникальные фотографии, предметы быта и культуры - настоящее место паломничества для ученых-этнографов. Уникальным человеком осталась в памяти рассказчица Арина Алексеевна Васютова. Она приехала в Новокумский в возрасте 95 лет и в 1966 году умерла. Но ученые успели записать на пленку ее удивительную речь, старинные песни и сказания - бесценное наследие на все времена.
В поселок тогда приехали три поколения Васютовых - люди трудолюбивые и предприимчивые. Один из представителей рода - Парфён Иванович в эти осенние дни 2007-го на своем приусадебном участке собирает необычный для наших мест урожай: огромные плоды граната едва могут поместиться на ладони. Деревья ими обвешаны, словно елочными игрушками - как эту тяжесть удерживают тонкие ветви, приходится только удивляться. Растут у хозяина китайский финик, инжир, до самых морозов плодоносит малина, созрела айва...
И виноград у него тоже особенный: правильно формировать куст лозы сюда приходят учиться дипломированные агрономы.
- Это от отца, - рассказывает Парфён Иванович. - Он у нас не пил, не курил, детей учил своим трудом жить. В Турции у нас было 15 гектаров своей земли.
У Парфена Ивановича и Анисьи Марковны пятеро детей и десять внуков. Супруги Васютовы - тоже своеобразная легенда. Они поженились в Турции перед самым переездом в Россию: Анисье было всего 14 лет, а Парфену - 19. Когда пришли в ЗАГС, заведующая их спросила: «Вам чего, дети?» Они достали документ на турецком языке, подтверждающий их брачные узы и попросили выдать такой же, только на русском... «Да вы с ума сошли!» - возмутилась дама. И, согласно советским законам, никакого документа им не выдала. А они в 1972 году взяли да родили сразу тройню - двух сыновей и дочь! Тогда многие газеты об этом написали.
Парфен Иванович и Анисья Марковна всю жизнь трудились на виноградниках. Нынешней весной бывшего механизатора попросили вернуться в строй - помочь провести междурядную обработку. Задержался он до сих пор, ведь молодежь на виноградники теперь калачом не заманишь. Нехватка рабочих рук вновь, как когда-то в 60-е, - одна из главных проблем хозяйства, и пример трудолюбия показывают все те же казаки...
До сих пор, несмотря на пенсионный возраст, на плантациях ЗАО «Левокумское» трудится Елена Кондратьевна Гулина, как и в далекой молодости оставаясь лучшей сборщицей, собирая ежедневно до 800 кг винограда, и в три раза перевыполняя норму! Когда казаки ехали из Турции, ей было всего 13 лет. Вместе с родственницей (та чуть старше) Домной Иосифовной Лебедковой пошла работать на виноградники:
- Мы обрезали кисти.., - рассказывали женщины, - а дедушка сделал коромысло и выносил из рядов одновременно по четыре ведра. Когда Домне Иосифовне захотелось самой высыпать свое ведро в бункер, бригадир, собираясь сделать пометку в учетной тетради, спросил: «Как твоя фамилия?». Пауза могла быть бесконечной, если бы не помощь посторонних. Дело в том, что многим из приезжих казаков слово «фамилия» было незнакомо! Но девушки быстро научились грамоте, освоив благодаря учителям местной школы за четыре года программу восьми классов. Жизнь у них, как и у большинства сверстников, складывалась так: с утра шли на вино-градники, а после обеда - в школу.
Теперь подруги вспоминают о далеких годах с особым чувством. Многое с тех пор изменилось: выросли дети, народились внуки, которые только по рассказам взрослых знают об удивительной «турецкой» страничке истории своего казачьего рода. Те, кто остался в поселке, стараются соблюдать традиции, но многие разъехались по необъятной России. Старики мечтают, чтобы Бог продлил их «веки» - пожить долго и всласть. И это право они вполне заслужили.
Так хочется, чтобы долгие «веки» жила и яркая самобытная культура некрасовцев, жили их чудесные, ни на чьи не похожие песни, костюмы, обычаи, традиции... Сегодня же все чаще с горечью сознаешь, что безвозвратно уходит от нас что-то очень дорогое... Наверное, так рассудила жизнь.