00:00, 12 сентября 2007 года

Госзаказ - экономия или кормушка?

И такие случаи, к сожалению, не единичны. Условия размещения госзаказа сегодня не устраивают большинство предприятий. О путях решения этой наболевшей проблемы рассказывает заместитель председателя комитета по промышленности, энергетике, строительству и ЖКХ, член депутатской фракции «Справедливая Россия» в Госдуме края Олег СИДОРЕНКО.

- На заседаниях нашего комитета постоянно анализируется информация по этому вопросу. Как показали последние проверки предприятий, работающих в сфере госзаказа, поводов для такого пристального внимания более чем достаточно.

В настоящее время при проведении конкурсов на получение заказа не используются объективные критерии оценки квалификации участника. К сожалению, главным условием зачастую является низкая цена на услуги и продукцию. Все прекрасно понимают, что фирмы-посредники намеренно ее занижают и получают заказ от краевого правительства. Потом они идут на предприятия и ставят им условия: или делай все по нашим условиям, или не получишь заказа. В результате посредники просто кладут часть краевых денег в карман.

Ситуация с компаниями, которые сначала демпингуют, а потом ставят на колени подрядчиков, неправильная. Качество работ от этого всегда только страдает.

- Но ведь эта проблема актуальна не только для нашего края, но и для всей страны?

- Это так. Федеральный закон № 94, регламентирующий правила получения заказов, находится в процессе постоянной доработки. За два года работы в него было внесено несколько поправок.

К сожалению, они коренным образом не смогли изменить ситуацию. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, например, заявил, что у сенаторов есть по этому поводу немало серьезных вопросов к правительству. Сегодня на реализацию госзаказа идут громадные деньги – около 40 процентов всего бюджета. И каждая копейка должна работать на государство и народ. Приоритеты должны отводиться отечественным предприятиям и борьбе с посредниками, которые грабят наше производство и бюджет.

- Какие меры могли бы реально оздоровить систему госзаказа?

- В ближайшее время мы намерены подготовить и направить в Госдуму России законодательные инициативы, способствующие совершенствованию правил проведения конкурсов по государственному заказу.

Надо пересмотреть пока еще «мутные» условия проведения конкурсов. Обязательно прописать в правилах игры, что их участники должны обладать необходимыми производственными мощностями.

Необходимо предоставление полной информации обо всех услугах, выполненных ранее организацией, претендующей на получение госзаказа. Тогда у посредников не будет шанса заработать на бюджетных средствах. Сейчас же встречаешь случаи, когда конкурс на производство дорожных работ выигрывает предприятие по розливу минеральной воды.

- Пытаетесь ли вы лично повлиять на ситуацию?

- Безусловно. Недавно мною был направлен депутатский за-прос на имя прокурора Ставропольского края. В нем обращено внимание на то, что к нам в Думу продолжают поступать жалобы и обращения относительно злоупотреблений, связанных с процедурой заключения договоров на выполнение работ, оказание услуг и поставку товаров для государственных нужд края.

В частности, такое обращение направил нам директор фирмы, являющейся официальным дилером заводов-изготовителей специализированной коммунальной техники. Под надуманным предлогом краевой комитет по госзаказу отказал предприятию в допуске к участию в конкурсе, вследствие чего его победителем стало одно из московских ЗАО. В результате коммунальная техника обошлась на миллионы рублей дороже, а край в очередной раз не получил налоговые отчисления.

В своем запросе я также указываю на факт вопиющего нарушения, допущенного в ходе проведения конкурса на выполнение в 2007 году работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог. Руководители края сделали все для того, чтобы торги были признаны несостоявшимися. А далее все по накатанной схеме. Нашлось единственное предприятие, получившее весь госзаказ на сумму более 700 миллионов рублей и, не осваивая его, раздало по частям предприятиям дорожной отрасли края. Конечно, не просто так, а за определенный процент.

По нашему мнению, в данной ситуации комитет Ставропольского края по госзаказу и ценовой политике грубо нарушил Федеральный закон «О защите конкуренции» и создал условия естественной монополии.

Я попросил прокурора Ставропольского края Ивана Полуэктова рассмотреть изложенные в моем запросе факты. Дать им оценку и при необходимости принять меры прокурорского реагирования.

Не для того край вкладывает огромные деньги в госзаказ, чтобы мы кормили посредников и получали продукцию низкого качества. Основная идея закона о размещении госзаказа – купить лучше и дешевле.

ГДСК предложила губернатору включить депутатов отраслевых комитетов в состав краевых конкурсных комиссий. Думаю, что парламентарии, многие из которых долгое время возглавляли и возглавляют крупные краевые предприятия, смогут положительно влиять на процесс размещения госзаказов, сделать его прозрачным и гласным, тем самым предотвратить коррупцию и другие злоупотребления.

Сэкономленные в результате бюджетные средства могут быть направлены на помощь социально незащищенным жителям края. Это станет реальным шагом на пути борьбы с бедностью, объявленной президентом Владимиром Путиным.

В. СЕРГЕЕВ