00:00, 8 сентября 2007 года

«Для тебя я хочу только счастья»

В конце апреля 1945 года старшего лейтенанта Александра Шубина, начальника разведки минометного дивизиона, направили из-под Вены на учебу в северную столицу, в высшую артиллерийскую школу. По пути он с товарищами остановился в Москве. В коммуналке, где их приютила сердобольная старушка – с ней фронтовики случайно познакомились на железнодорожном вокзале – Шубин и увидел Антонину. Увидел – и, как говорится, влюбился с первого взгляда. Ей было 15 лет, ему – 21. Почувствовал, что и он красавице-москвичке приглянулся.

- Не мог не приглянуться, потому что был самым молодым и веселым в их компании, - смеется, глядя на мужа, Антонина Васильевна. – Да я тогда, скажу честно, мало что понимала в любовных отношениях. Подкупил, наверное, озорным нравом, с ним было интересно, все-таки войну прошел.

Завязалась переписка. Всякий раз, бывая в столице, Шубин останавливался в семье Антонины. Присматривались друг к другу до тех пор, пока в 1947 году Александр не получил назначение по службе в Кузбасс. Как ни охала, ни причитала мать Антонины, мол, куда тебе, девонька, так рано замуж, но все же смирилась и отпустила ее. С того времени Шубины не расстаются.

- Да уж помотались по стране, - вздыхает Антонина Васильевна, - на одном месте долго не засиживались. Куда муж по службе – туда и я. Как нитка за иголкой. Сначала с одной дочерью, затем с двумя. Жили и на Севере, и в Сибири, и на Урале, пока в 1967 году окончательно не осели в Ставрополе.

- А свадьбу или хотя бы вечеринку справляли перед отъездом из Москвы в Кузбасс? – любопытствую я. – Все-таки не рядовое событие – женитьба.

- Куда там! – машет рукой Александр Иванович. – После войны ведь не было самого необходимого. Когда родилась старшенькая, не поверите, у нас не нашлось простынки, чтобы ее завернуть. А вы говорите – свадьба…

Пока Александр шел вверх по служебной лестнице, не сидела сложа руки и Антонина. После окончания медицинского училища работала медсестрой, участковым фельдшером. В Ставрополе трудилась в физиотерапевтической поликлинике, перед выходом на пенсию - в психиатрической больнице.

Обе дочери получили высшее образование. Татьяна – заслуженный учитель России, живет в Архангельске. Ольга – врач высшей категории – осталась верна столице края. Будто сговорившись, подарили родителям по внуку. Они сегодня – самая большая радость старших Шубиных.

Так что же сцементировало таких разных по характеру супругов – Александра Ивановича, полковника в отставке, сотрудника общественной приемной «Ставропольской правды», порывистого, подчас резкого, с командир-скими нотками в голосе, и Антонину Васильевну, напротив, сдержанную, мягкую, всю такую домашнюю?

- Мы как-то не задумывались, отчего столько лет вместе, - рассуждает юбилярша. – Если говорить о хозяине семьи, то все было подчинено мужу, его работе, его карьере.

- Так и не так, - улыбается юбиляр. – Скажу честно: я – подкаблучник. В быту, разумеется. Многое делаю, что жена велит. Конечно, случались, да и сейчас бывают споры, но, я считаю, критика полезна, она оздоровляет. С некоторых пор мы придерживаемся лозунга: «Береги нервы, и не только свои». Помогает. Лада в семье добились не сразу, шлифовали друг друга, словно два алмаза.

- И еще, - добавляет старшая дочь Шубиных Татьяна Александровна (она специально приехала к родителям, чтобы поздравить их с юбилеем). - Папа всегда любил маму. А она – его. Взаимная любовь, пусть эти слова не покажутся банальными, остается до сих пор. Между прочим, мама сохранила все письма отца, которые он слал ей из командировок. И в каждом - признания в любви... Вот пожелтевший листик из конверта, датированного весной 1956 года.

Для тебя я хочу только счастия.
Верным другом быть рядом с тобой.
Пусть же солнце любви и согласия
Вечно светит над нашей семьей!

...Право, каждая семейная пара, тем более за долгие совместные годы, подвергается серьезным испытаниям. Недаром говорится: жизнь прожить – не поле перейти. Страсть соседствует подчас с изменой, любовь переходит иногда в ненависть, терпение нередко шагает в ногу с ревностью. Увы, далеко не все супруги выдерживают проверку временем. Антонина и Александр Шубины – мудрые люди, потому что сохранили домашний очаг, хотя, чего греха таить, порой это было нелегко. Старшая дочь считает, что ее родители совершили невидимый миру маленький подвиг. Я не согласился, мол, почему маленький? Бриллиантовое торжество – уникальное событие, редкость в наши дни, тем более когда, по статистике, на три свадьбы приходится два развода. А ведь семья, сумевшая продлить свой род в детях и внуках, – это обруч общества. И чем больше их, таких семей, тем крепче страна.

Анатолий БЕРШТЕЙН