Транспортный паралич
Площадь около памятника генералу Ермолову бурлила: сотни недовольных результатами конкурса автоперевозчиков прибыли сюда выразить свой протест. Весь сыр-бор разгорелся из-за подведения итогов первого этапа конкурса на право осуществления пассажирских перевозок. В нем участвовало 10 лотов по 11 городским и пригородным маршрутам. Конкурсная комиссия признала победителями лишь три транспортных предприятия: ООО «Автолайн-Юг», ООО «Объединение Ставропольавтотранс» и МУАП. Хотя заявки на участие в конкурсе принимались и от отдельных частных перевозчиков, выиграть конкурс удалось только крупным транспортным предприятиям. Именно такие предприятия, сказано на официальном сайте администрации Ставрополя, способны обеспечить необходимый уровень качества и надежности осуществляемых пассажирских перевозок. Вчера победители конкурса должны были вывести свой транспорт на линии. Считая итоги конкурса предвзятыми, маршруточники-индивидуалы решились на крайние меры.
Дело в том, что несколько индивидуальных предпринимателей, считавших, что условия конкурса противоречат антимонопольному законодательству, подали иск в арбитражный суд. На днях суд вынес определение, в котором сказано: «Приостановить действия решения конкурс-ной комиссии по итогам конкурса по первому этапу по отбору хозяйствующих субъектов для заключения договоров транспортного обслуживания населения Ставрополя на городских автобусных маршрутах 15 М и 51 М, проведенного администрацией Ставрополя в форме открытого конкурса. Обязать заместителя главы администрации Ставрополя, директора комитета городского хозяйства К. Шишманиди приостановить заключение договоров с победителями конкурса по первому этапу на маршруты 15 М и 51 М до вступления в законную силу решения суда».
Слова Фемиды каждая из противоборствующих сторон трактует в свою пользу: частники полагают, что администрация не имела права выводить на маршруты автомобили победителей, городские чиновники же уверены в обратном.
- Определение суда о приостановлении заключения договоров с победителями конкурса вышло 13 августа, а сами договоры были заключены еще до его выхода, - комментирует замдиректора комитета городского хозяйства администрации Ставрополя Роман Редько. - Так что с юридической точки зрения мы поступили правильно: не заключаем пока новых договоров. А в определении не сказано, что действие уже заключенных договоров надо прио-становить.
По словам Романа Редько, победить в конкурсе частникам помешало множество факторов: неудовлетворительное техническое состояние их машин, многочисленные нарушения ПДД и т. д. Иное дело - крупные игроки рынка автоперевозок.
- Все победители конкурса соответствуют заявленным требованиям к перевозчикам: имеют технически безупречный транспорт, водители высокопрофессиональные и понимающие всю меру ответственности за соблюдение ПДД, ведь конкурсная комиссия очень жестко подходила к отбору.., - начал рассказывать он, но закончить фразу не успел. Тут, словно в насмешку над конкурсной комиссией, мимо толпы попыталась проехать одна из «газелей» ООО «Автолайн-Юг», выставленная на маршрут № 15: в салоне микроавтобуса находились по меньшей мере пять «лишних» пассажиров, ехавших стоя, что, кстати, категорически запрещено правилами перевозки людей. Заметив свой промах, водитель «пятнадцатой» попытался быстренько проскочить мимо разгневанных протестующих. Но уехать ему не дали: машину окружили плотным кольцом. Толпа взорвалась, едва не таща милиционеров за рукава к нарушителю: «Пишите протокол!», «Вот вам дисциплинированные победители!». Поняв, что поездка прервалась, пассажиры победителя-нарушителя» быстренько покинули салон. А самого водителя стражи порядка попросили отъехать с проезжей части для составления протокола. Но не тут-то было: двигатель заглох намертво. Пришлось отодвигать машину вручную, используя для этого людей в милицейских погонах (снимок внизу). Реакция протестующих на этот эпизод описания не требует.
Наладить диалог с «бунтарями» и уговорить их разойтись долго пытались и первый заместитель главы администрации города Анатолий Мартынов, и начальник Октябрьского РОВД Александр Моргун. Но никакие резоны не могли заставить частников убрать «заграждения» из «газелей» - эмоции брали верх над здравым смыслом. И только после долгих словесных баталий противоборствующие стороны все же сели за стол переговоров: в городскую администрацию для поиска решения проблемы были приглашены представители профсоюза автоперевозчиков, бригадиры маршрутов, инициативная группа от частников.
Вместо комментария
Что, собственно, не устраивает частников? Напомним, что главное «нововведение» городской администрации касается самих конкурсных лотов. Теперь таковыми стали отдельные маршруты. Потому претендовать на победу изначально могут лишь те «извозчики», которые в состоянии «закрыть» весь маршрут. Если учесть, что на некоторых из них требуемое число машин достигает полусотни, неудивительно, что в списке победителей могут оказаться лишь относительно крупные автопредприятия.
Как пояснил корреспондентам «СП» председатель правления Ставропольской городской общественной организации индивидуальных предпринимателей Валерий Курипко, возмущение автовладельцев подогревает и то, что итоги первого этапа конкурса показали, что ни один лот пока не закрыт.
- Конкурсные требования по количеству машин на том или ином маршруте участниками должны, безусловно, выполняться точно, - отмечает он. - Например, на 51-м маршруте, где должно быть 47 машин, победителем конкурса вдруг стало МУАП с парком в 30 автомобилей. Нет реальной конкуренции. А для ее видимости заявки на конкурс подают предприятия даже с одной машиной. Так как транспорта претендентам на победу все же не хватает, маршруточников сейчас активно агитируют на заключение договоров аренды их автомобилей.
И здесь «гнев» частников неправедным тоже не назовешь. Согласитесь, перспектива стать наемным рабочим и получать в аренду у «чужого дяди» свою же машину, вряд ли может понравиться. Это, кроме прочего, заметно уменьшит заработки владельцев «газелей», в то время как нешуточные кредиты за многие машины, как признаются их владельцы, еще не погашены. Потому ставропольские маршруточники уже заявили, что готовы протестовать семьями.