Когда спадает усталость
Младенец родился в городе Святого Креста в семье студента Ставропольской духовной семинарии Михаила Самойленко в июле 1957 года. Окрестили мальца Пашей в день святых великомучеников Петра и Павла. Кто знал тогда, что через много-много лет судьба приведет его в родной город? Впрочем, как никто не знал и того, что в младенчестве он его покинет. Семья священника как семья солдата: глава приказу не подчиниться не может, а домочадцы как нитка за иголкой. Вот и батюшку Самойленко направили служить в Краснодарский край. Поездили они тогда много. Станица Павловская, Лабинск, Армавир… Для всех проблемы, а для пацана – проблемы втройне. Сейчас отец Павел считает, что то время «было для меня временем исповедничества во имя Христово».
Время то было сложное и лукавое. Молодым нынешним, возможно, и не понять, как тогда - в стране воинствующего атеизма - смотрели на церковнослужителей. А я помню: их боялись, как боялись и церкви, считавшейся врагом советской власти. Короче, были мы отдалены и отделены друг от друга. В семье Самойленко, напротив, христианская мораль старших не делала из мирской жизни врага. Во всяком случае, ни в октябрята, ни в пионеры дома Паше вступать не запрещали. Впрочем, октябренок Самойленко, как и его родители, чуть было не пострадал за потерю …октябрятской звездочки. Ну пропала она куда-то при очередном переезде. А в новой школе - скандал. Учительница (отец Павел до сих пор помнит, как ее зовут) в крик: преступление, отца и мать родительских прав лишим, в тюрьму отправим за такое поведение. А Пашка-то понимает: во всем он виноват – звездочку не сберег (купить ее в те времена было невозможно). Все разрулила мудрая матушка Надежда Семеновна: вырезала звездочку из красной картонки и приклеила на лацкан школьного пиджачка. Учительница была довольна.
И пионером был Паша Самойленко. Только ему никогда не разрешали быть горнистом, к чему стремились все мальчишки – не положено сыну священника. Так что, констатирует отец Павел, «о светской части моего детства у меня не очень приятные воспоминания». К четырнадцати годам он понял, что в комсомоле ему делать нечего...
Школа между тем была окончена. Встал вопрос о том, куда пойти учиться пастырскому сыну, старшему из одиннадцати детей. Он хотел в семинарию. Батюшка рассудил: поступишь туда, младшим не дадут и школу окончить, так что получай, сынок, светское образование.
Решил Павел Самойленко стать юристом. Все руками замахали: даже не надейся. Выбор Донского сельскохозяйственного института был по большому счету случайным – туда поступал двоюродный брат. И Павел за компанию. Приехали. Отдал документы в приемную комиссию, а там паника: сын священника поступает. Нам еще этого не хватало!
- Я стою, - вспоминает отец Павел, - молодой человек из семьи с определенным православным уклоном, и робею. А тут еще какие-то непонятные движения у всей приемной комиссии сразу. Решил: на все воля Божия. И жду, чем дело кончится.
Кончилось тем, что вызвали секретаря парткома института. (Напомню, шел 1974 год. До первых признаков перестройки было как до Китая…). А он неожиданно для всех заявил: мы живем в самой демократичной стране, и прием документов у сына священнослужителя и есть демонстрация нашей демократии. Так Павел Самойленко стал студентом зооинженерного факультета. Через пять лет он закончил его с красным дипломом. Кстати сказать, исследование Самойленко о свиньях породы Дюрок не только претендовало на кандидатскую диссертацию, но и поразило много лет спустя ректора Ставропольского агроуниверситета Владимира Трухачева, с которым отец Павел вместе ездил на 165-летие альма-матер: за все эти годы никто так и не заинтересовался этой перспективной породой.
В конечном итоге Самойленко все же стал слушателем Ленинградской духовной семинарии, пройдя через службу иподьяконом у митрополита Антония. После семинарии «автоматом» попал в духовную академию и… оставил ее. «Решение - несколько неожиданное для меня, - вспоминает отец Павел, - и непростое, но вызванное житейской необходимостью». К тому времени семейный студент не мог содержать жену и дочь (сейчас в семье отца Павла четверо дочек и внучка).
Рукоположенный в сан отец Павел начал службу в Никольском соборе Георгиевска. И окончил-таки академию. И написал кандидатскую диссертацию. В феврале 1990 года он стал секретарем митрополита Гедеона. Получив такое предложение от владыки, которого до этого даже не видел ни разу, оторопел:
- Я ведь на секретаря не учился.
- Да и я тоже на архиерея не учился, - прозвучало в ответ.
Десять лет работы с владыкой стали школой для отца Павла. Школой послушания, школой жизненного опыта, которого у митрополита было не занимать. Они вместе исколе- сили всю епархию, которая в девяностых была одной горячей точкой. И то, что мир на Кавказе стал потребностью, несомненная заслуга митрополита Гедеона. И поэтому неудивительно, что его секретарь, возвращаясь из командировки и узнав о бандитском налете на Буденновск, испросив благословения владыки, рванул не на место службы, а именно туда, где его пастырская помощь в тот момент была нужнее всего. Точно так же он отправился мгновенно в Барсуковскую, залитую наводнением. Они, несомненно, дополняли друг друга: мягкий владыка и его более современный и порывистый секретарь. Который, впрочем, - это отмечают многие – умел в ответственный момент принимать решения. И, что не менее важно, отвечать за них.
Не всем это нравилось. И у владыки появился новый секретарь. Через два года митрополит Гедеон понял, что ему не хватает именно отца Павла – такого, какой он есть. Со всеми, как и у каждого человека, достоинствами и недостатками. И их совместное служение продолжалось до самой кончины владыки.
Есть еще одно несомненно положительное качество, которого у отца Павла не отнять. Он созидатель. Примеров привести можно множество. Ограничусь несколькими. Отец Павел - в создателях одной из первых в стране газеты «Православный вестник Ставрополья». Он стал войсковым священником ТКВ, наверное, первым во всех казачьих войсках. По его инициативе был создан и епархиальный попечительства о тюрьмах комитет. Именно он освятил и первую молельную комнату в колонии, и первый, построенный руками заключенных храм.
Но все-таки самое большое дело отца Павла – это больничный храм святого великомученика и целителя Пантелеимона при Ставропольской городской больнице № 4. Когда такая идея возникла, далеко не все врачи ее поддержали, говорили: зачем? И путь от идеи до закладки первого камня оказался ничуть не меньше, чем от начала строительства до его окончания. И измерялся он годами. Отцу Павлу порой ставят в укор дружбу с сильными мира сего – чиновниками, предпринимателями, руководителями предприятий. Но именно эти люди помогали и организационно, и материалами. Впрочем, и помогали, и проверяли. Отец Павел с юмором вспоминает эпизод, как один из предпринимателей, выделивший плитку, приехал посмотреть, «как плитка легла». А на самом деле, проверить, вся ли легла. Убедился, что вся на месте, и успокоился. И уже вполне серьезно – второй. Строительство застопорилось из-за отсутствия отопительных котлов. Вернее, денег на них. И тут после службы какой-то парень попросил встречи. Встретились. Рассказал гость, что он – атеист, но сон ему был: отнести долларовую заначку на котлы в храм. На эти доллары котлы и купили.
Я спросила о том, что меня давно интересовало: как священники выстаивают многочасовые службы? А если плохо себя чувствуешь? Отец Павел ответил:
- Когда я захожу в храм, всякая усталость спадает, появляются силы и вдохновение, желание служить. Служить Господу. Служить людям.
И последнее. Я крестилась уже совсем-совсем взрослой. Я ведь тоже родом из того лукавого времени. Крестил меня отец Павел…

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
