«Никого не бойся, если ты прав…»
Редакторов «Ставропольской правды» знаю с 1946 года, одних лучше, других хуже, встречался с ними по разным поводам, с некоторыми дружил и дружу, как, например, с Иваном Зубенко, по сей день. Все они – поверьте – профессионалы и, главное, Личности. Это Иван Юдин, Павел Ларионов, Павел Дубинин, Андрей Попутько, Иван Зубенко, Борис Кучмаев, Василий Курилов, Марина Корнеева и, наконец, нынешний Василий Балдицын. О каждом могу как писатель что-то интересное рассказать, вспомнить, но не это я поставил задачей в своих нынешних мини-воспоминаниях.
Как-то я прочитал, что Ньютон однажды сказал, что видел мир лучше и дальше других, потому что стоял на плечах своих учителей. Это очень верное замечание, знаю по себе. Я тоже, наверное, вижу мир лучше и дальше других благодаря тем, кто учил меня буквально с детства литературному мастерству, человечности. Одних я уже назвал, других хочу вспомнить. Например, некоторых сотрудников «Ставрополки» и «Молодого ленинца», назвать фамилии журналистов и писателей – навскидку: Черного, Чумака, Егорова, Куликова, Копанева, Логвинова, Капиева, Бабаевского, Форсикова, Кудинова, Рокотяна, Мартынова, Цыркеля, Кравцова, Воронцова, Карамышева, Беляева, Феоктистова…
Весьма глубокий след оставил в моей памяти Иван Иосифович Юдин, с которым меня познакомил в послевоенные годы мой дядя, партийный работник из Ростова и автор ныне забытых романов Дмитрий Рельский. Мальчишкой дружил и даже ухаживал за дочерью Юдина, бывал у него дома. Он относился ко мне по-отцовски, особенно после того, как оставил пост редактора «Ставрополки» и стал к нам, в писательской организации, на партийный учет, был дружно избран парторгом.
Иван Иосифович редактировал «Ставрополку» с 1946 года по 1962 год, до этого работал в Краснодарском крае сначала в крайкоме КПСС, затем руководил газетой «Советская Кубань». «Он выделялся, - как пишет в своей книге один из преемников Андрей Попутько, ныне, увы, покойный, - своей мощной фигурой и огромнейшими шахтерскими ручищами. Немногословен, даже застенчив. Но любил жесткий порядок, проявляя высокую требовательность к себе и своим коллегам по работе». Подтверждаю эту лаконичную характеристику. Его требовательность и честность знаю на собственном опыте, когда я, работая слесарем на заводе «Электроавтоматика», написал очерк «Долгая смена» и предложил его «Ставрополке». Его отредактировал мой товарищ по пединституту, которого я много позже рекомендовал в Союз писателей СССР, Саша Коротин. И сделал это так старательно, что я огорчился и не дал авторское добро на публикацию. Коротин изумился и повел меня к замредактора Георгию Калмыкову на суд. Калмыков был человеком резким и не очень творческим, бегло прочитал текст очерка и объявил свое решение: «Правильно тебя отредактировал Саша. В таком виде мы поставим очерк в номер, а не согласен, гуляй смело и возьми на память гранки». Что мне оставалось делать?
Я в молодости был упрямый, взял гранки и с ними пришел к Юдину, объяснил ему, почему я не согласен с редактурой. Иван Иосифович прочитал оба варианта очерка, подумал и согласился со мной. Но не стал вмешиваться, а поступил мудро, дав совет: «Тебя, знаю, охотно печатают в той же «Литературке» или «Комсомолке». Отдай им. Утри кое-кому нос, если ты прав». Я так и сделал. Очерк был напечатан в «Комсомольской правде».
Но больше всего осталось в памяти его напутствие, которое запомнил на всю жизнь: «Никого не бойся, если чувствуешь, что ты прав».
Я его тогда спросил: «Вы лично всегда поступали так, как мне посоветовали?»
Юдин подумал и, глядя мне прямо в глаза, ответил: «К сожалению, нет. Однажды я испугался, когда возразил самому Лазарю Моисеевичу Кагановичу, которого я сопровождал в Армавире и показал ему колхоз, созданный казаками. Это было до твоего рождения, в 1933 году. Колхозники умирали от голода, ели протухшую кислую капусту. Я сказал Кагановичу, что казакам надо помочь, иначе они вымрут. Он отвечал мне, что и х… с ними. «Они ведь казаки и воевали в Гражданскую на стороне белых, служили Деникину. Мне их не жаль. Ты себя, Иван, пожалей, если хочешь оставаться в дальнейшем партийным работником…». У меня тогда, сынок, коленки подогнулись. Меня испугал гнев всесильного Кагановича, и я этого не могу себе простить по сей день».
Позже я использовал этот рассказ Юдина в своей повести «Золотой клевер на зеленом поле», который при его жизни не сумел напечатать. Повесть ждала своего часа почти 25 лет и вышла в свет книгой под редакцией Евгения Панаско.
Несмотря на высокий статус, в жизни Юдина многое было негладко не только на работе, но и в семье. Об этом написал в своей исповеди Попутько так: «Он, в течение 22 лет честно носивший творческую шапку Мономаха, в 55 лет оказался на пенсии. Оставшись без привычного круга забот и проблем, он не знал, куда себя деть». Были у него проблемы с детьми и квартирная теснота. Отсюда возник пессимизм.
Андрей Лаврентьевич все это видел и предложил Юдину заняться писательским трудом, дав конкретную тему: написать документальную книгу о герое Гражданской войны казаке из Баталпашинки Якове Балахонове, познакомил его с сыном легендарного комдива.
Помню день, когда в Ставрополь приехал друг юности Ивана Иосифовича, известный писатель Аркадий Первенцев, у которого была стенограмма его беседы с Балахоновым и которую он передал Юдину. А это 100 страниц текста.
Юдин был окрылен, самозабвенно трудился над рукописью. И когда она была готова, предложил мне ее прочитать и судить строго, без всяких скидок. Я прочитал повесть. Она была написана мастером. Ту же самую оценку дали рукописи тогдашние наши мэтры Карп Черный, Илья Чумак, Михаил Усов и другие члены писательского бюро. А Юдин… был недоволен, сказал мне: «Сынок, ты образованнее меня и придирчив к слову настолько, что, как некоторые говорят, слишком. Ты вон как кромсал Ивана Кожевникова-Степного, а великому критику Кабаченко чуть ли не двойку поставил, прочитав его очерк».
Я простодушно сказал, что эти авторы, конечно, мне в отцы годятся, но русский язык они знают плоховато, у них нет опыта создания книг.
- И у меня нет такого опыта, - со вздохом отвечал Юдин. – И прошу стать моим редактором, но будь придирчивее. Поверь, что я учту все твои замечания.
Увы, как я ни старался, ничего, кроме малосущественных стилистических правок, в рукопись не добавил.
Книга о Балахонове вышла в свет в 1968 году 20-тысячным тиражом и разошлась в считанные месяцы. Я получил ее с дарственной авторской надписью.
Это было в апреле. А осенью того же года я получил выговор по партийной линии за семейные неурядицы. Иван Иосифович утешал меня: «Терпи, кубанский казак, атаманом будешь!» Мы, как помню, сидели в его тесной квартире. Он чувствовал себя плохо, но оживился, когда начал мне рассказывать, как редактировал роман кубанского писателя Степанова «Порт-Артур» и теперь гордится этим не меньше, чем тем, что многие годы редактировал две крупнейшие газеты Северного Кавказа.
В 66 лет его не стало, второй том своей книги он не успел дописать.

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
