00:00, 25 апреля 2007 года

Волк зайцу – друг

Еще будучи мальчишкой, он полюбил охоту. Но в юной душе первые трофеи - а это были утки - вызвали не восторг, а сожаление о погубленной красоте. Взрослые брали мальчика с собой в лес, а он все чаще опускал ствол ружья и просто наблюдал за повадками животных, за их движениями и танцами. В сердце рождалось что-то новое и непонятное.

Первые чучела уток Александр сделал – вы не поверите! - в 10 лет. Тогда, сорок лет назад, он сам придумал нехитрый раствор, позволяющий сохранить форму экспонатов. Постепенно его увлечение переросло в дело, которое приносит ему до сих пор чувство удовлетворения. Он не стал больше охотиться - дичь добывают другие. А вот к нему идут, чтобы сохранить на память трофей в том виде, в каком он существовал в природе.

Александр не заканчивал художественных вузов и не имеет специального образования. Но, глядя на то, как он работает, в это трудно поверить. В мастерской у Хрипкова – а помещение ему предоставил руководитель плодосовхоза Виктор Дубина - целый зверинец. Вот, оскалив зубы, встопорщив на загривке шерсть, сверкает глазами волк, рядом, присев на задние лапы, искоса на вас смотрит рыжехвостая лисица. По странному соседству заяц встал во весь рост, прислушивается: нет ли поблизости опасности. Словно живой, угрожая клыками, предупреждает дикий кабан: «Не стой на пути!». Изогнув шею и подняв крылья, неподалеку красуется гордый лебедь.

Но более всего трогает сердце другая композиция: десять серых журавлей, застывших в танце. Изящные птицы уже никогда не поднимутся в небо. На них никто не охотился, просто, как и в большинстве случаев, причиной трагедии стала деятельность человека. Журавлей привезли Александру из Красногвардейского района: травили полевых мышей, и погиб целый косяк птиц. Он просто подарил беднягам «вторую жизнь».

Чтобы животное не выглядело обыкновенной мумией, мастер изучает каждое его движение в реальной жизни, черпает что-то из телесюжетов, собирает журналы, позволяющие добыть полезную информацию.

К слову сказать, это увлечение еще и небезопасно. Ведь тушка животного может быть инфицирована, и мастер, работая с ней, рискует заразиться. Так, один из диких кабанов, которого «заказали» Александру, оказался болен туберкулезом. По счастливой случайности удалось избежать беды.

Сам процесс до того момента, когда животное «встанет на ноги», очень сложен. Сначала делается металлический каркас из проволоки, так называемый скелет, затем специальным раствором обрабатывается шкура, а потом фиксируется элемент движения – поза, в которой навечно и останется зверь или птаха.

Нелегко было воссоздать медведя, готовящегося к броску, но мастер доволен. Сейчас предстоит потрудиться над чучелом рыси, которую он задумал показать в прыжке. Такое разнообразие животных - результат «паломничества» охотников из Ростова-на-Дону, Армавира, Ессентуков, Красногвардейского.

Однажды А. Хрипкову привезли двух живых красавцев-фазанов и попросили сделать чучела. Заказ Александр выполнил, но из другого материала. А те фазаны до сих пор живут в мастерской своего спасителя…

Елена САМОЙЛОВА, Фото Татьяны ШЕЛЕВЕР