Природа нуждается в зачистке
- На протяжении десятилетий в ЮФО природопользование было экстенсивным: осваивались все новые и новые территории. В результате мощный антропогенный прессинг в ряде мест изменил естественные ландшафты до неузнаваемости. Нетронутой природа сохранилась лишь на небольших участках, выделенных в особо охраняемые природные территории. Не разоренные человеком заповедные уголки сегодня - это два процента площади всех земель округа. Больше, чем в других регионах страны, что является результатом того, что забота о сохранности уникальных природных объектов осуществлялась здесь постоянно.
В ближайшей перспективе появление новых охраняемых территорий федерального значения в ЮФО не предвидится. Но имеются возможности создания новых заказников регионального и местного значения. Поэтому в нынешних условиях особого внимания требуют два аспекта. Это резервирование земель для организации подобных территорий и их межевание с целью четкого выделения зон с разрешенными видами природопользования. Эта работа, безусловно, требует значительных финансовых трат из бюджетов всех уровней. Однако без нее не обойтись. Следует включить в особо охраняемые природные зоны и защитные лесополосы на землях сельхозназначения в степной зоне, а также и другие лесопарковые и лесные участки.
Особой заботы, безусловно, требует уникальный регион ЮФО – Кавказские Минеральные Воды. Здесь планируется создать особую туристско-экономическую зону на 13 земельных участках общей площадью до 17 кв. км. Основными направлениями ее развития должны стать инновационные бальнеологические технологии, современные методики с использованием природных факторов. Ставится конкретная задача при реализации многочисленных инвестиционных проектов не нанести никакого урона лечебным ресурсам.
Курорт существует более 200 лет, на его территории находится около 120 санаториев. Однако многие из них не отвечают требованиям международных стандартов, поэтому и поток желающих побывать здесь с годами сокращается. В связи с этим основная концепция состоит в создании многопрофильного оздоровительного и туристско-рекреационного центра с привлечением частных инвестиций. При этом планируется освоение новых уникальных территорий. Например, с созданием туристического центра «Бештау» будут организованы новые маршруты в Домбай, Теберду, Архыз, Эльбрус, Красную Поляну. Однако не следует забывать, что маршруты прокладываются по природным комплексам, характеризующимся крайней экологической уязвимостью. В связи с этим целесообразно провести проект через общественную экспертизу.
С принятием новых Водного и Лесного кодексов РФ на места переданы значительные полномочия по решению региональных проблем, связанных с природопользованием и охраной природы, а также использованием земель на подведомственных территориях, в том числе на особо охраняемых природных территориях. В этом контексте, кстати, надо рассматривать внесенный мною и подписанный в конце марта президентом России ФЗ №37, предусматривающий внесение изменений в федеральные законы «Об особо охраняемых природных территориях», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госвласти субъектов РФ». Ответственность местных чиновников за экологическую безопасность повышается. Поэтому наиважнейшая задача сегодня – принять необходимые нормативные акты, регулирующие природоохранную деятельность в регионах, повысить роль общественности при утверждении инвестиционных проектов.
Другая застарелая проблема состоит в том, что многие предприятия ЖКХ или не имеют очистных сооружений, или те находятся в неудовлетворительном состоянии. Согласно официальным данным, лишь два процента сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водоемы, являются нормативно-очищенными. Вызывают большие опасения залповые сбросы сточных вод. Поэтому охрана и использование таких рек, как Дон, Кубань, Терек, Аксай, должны осуществляться на основании совместных решений субъектов, по территории которых они протекают.
Новыми нормами Водного кодекса предусмотрена «заявочная» форма, в соответствии с которой инвесторы получают право пользования водными объектами по результатам аукциона, с обязательным последующим заключением об этом договоров с субъектами, на территории которых работают. Для урегулирования всех «водяных» вопросов создаются Бассейновые советы. Однако нормативная база все еще остается сырой. Поэтому до принятия комплексных схем охраны водных объектов, выделения квот на водозабор и водоотведение целесообразны соглашения между субъектами ЮФО о порядке их использования.
Серьезной проблемой в округе становится снижение плодородия почв, что связано с падением общей культуры земледелия. Большие площади заняты свалками, большинство полигонов отходов не отвечает нормативным требованиям. На протяжении многих лет остается нерешенной проблема захоронения ядохимикатов. Финансирование мероприятий по утилизации отходов и рекультивации свалок осуществляется из разного уровня бюджетов - федерального, регионального и местного. Эти источники неравноценные. Безусловно, многое зависит от лоббирования проблем региона депутатами российского парламента. Так, при их активном содействии в 2005 году, в частности, выделено 30 млн. рублей на рекультивацию бывших урановых рудников в Лермонтове. Однако ж это старый объект федерального значения. Есть другие кричащие проблемы. В целом в ЮФО введено предприятий и установок по утилизации отходов общей мощностью 800 тыс. тонн. Однако это ничтожно мало, если учесть, что ежегодно округ «производит» их около 14 млн. тонн. Если не принять мер, мы утонем в утиле.
Вероятно, в связи с этим целесообразно предусмотреть налоговые льготы для тех, кто не забывает «прибирать свою планету». Депутаты Госдумы РФ в настоящее время уже работают над предложениями в законодательство на эту тему. Важно также, чтобы и региональные власти в большей степени озаботились этим вопросом.