Придет ли в театр настоящая весна?
Трогательная история маленького бездомного Котенка (у него даже имени своего нет, потому что нет хозяина, который бы мог его как-то назвать), подружившегося с одиноко стоящим в парке Снеговиком, при всей непритязательности сюжета оказалась своего рода философской притчей о дружбе и верности. Ненавязчивый урок, представленный куклами. То, что кажется наивным и очевидным взрослым, для ребятишек, собранных в зале детского сада, стало еще и встречей с Искусством. Причем для многих наверняка – первой встречей, в силу их возраста. Кстати, главный герой спектакля Котенок тоже спешит на встречу «с чем-нибудь хорошим»... Так и эти малыши, ставшие на сорок минут зрителями. Всегда с огромным интересом слежу за детской аудиторией, поглощенной происходящим на сцене. Какие удивительные лица, какие бурные переживания! Наверное, актеры, движущие и озвучивающие кукольных героев, должны в эти минуты чувствовать себя настоящими волшебниками. Потому что благодаря им происходит Чудо: в детских душах рождается великое чувство сострадания. Научившись жалеть котенка (сначала – всего лишь котенка!), маленький человек становится немного взрослее, и этот бесценный опыт сострадания он уже не забудет никогда. Не устаю восхищаться творческой самоотверженностью актеров-кукольников: с каким вдохновением, с какой высокой профессиональной планкой отсчета они работают для малышей! Конечно, давно стала расхожей фраза о том, что для детей нужно играть так же хорошо, как для взрослых зрителей, и даже еще лучше. А попробуйте-ка ежедневно соответствовать такому вот девизу. Казалось бы, ну чего там они понимают, трех-пятилетние «театралы», им, главное, подать картинку поярче да песенкой сопроводить... Но театр настоящий – он для любого зрителя должен быть Театром. С кукольной сцены начинается приобщение человека к высоким традициям русского психологического театра, снискавшего себе мировую славу. Да-да, психологического театра! В котором и огненно-рыжий Котенок способен стать тем самым страдающим героем, которого зритель пожалеет, полюбит, запомнит. В спектакле великолепно справляется с этой задачей опытная актриса Любовь Щербакова, в ее руках кукла поистине оживает, обретает свой характер, свои черты, повадки, свою судьбу, наконец. Весьма колоритна мудрая, много повидавшая на веку и оттого скептически смотрящая на жизнь Ворона в исполнении Светланы Гниденко. Достойно ведут – в прямом и переносном смысле – своих героев артисты Мария Ефимцева (девочка Маша), Лада Свиридова (Ляля), Андрей Белозеров (Снеговик). Актерский ансамбль удачно подкреплен рабочей группой театра, подготовившей симпатичные декорации, продумавшей ту массу мелочей и деталей, из которых в конечном итоге и возникает собственно спектакль.
После представления захотелось познакомиться с начинающим режиссером - постановщиком. В ходе спектакля Наталья Ледовских тихонько сидела в дальнем уголке зала, наблюдая за работой коллег, за юной публикой. Оказалось, режиссура интересует Наталью давно, и поступление в престижный вуз – шаг отнюдь не случайный. Довольна ли своей первой работой?
- В общем-то, реакция детей была именно та, на какую мы рассчитывали. Только вот сегодня аудитория несколько перевозбужденная, но это иногда связано даже с... переменой погоды! В других детских садах, где мы показывали «Котенка...», ребятишки были более внимательны. Но, в принципе, мы нередко сталкиваемся с подобным, ведь дети все воспринимают обостренно.
История одинокого Котенка тронула Наталью на спектакле, который довелось посмотреть на фестивале кукольных театров в Перми. Почему-то запала в душу эта пьеса.
- Мы говорим здесь о дружбе, какая она бывает разная. О том, что нельзя вдруг взять и «подарить» кому-то своего друга, как дарит его девочка своей подружке на день рождения. Другой серьезный пласт – одиночество – словно продолжает первый: речь о том, как это вообще трудно – найти близкого друга – и как легко его потерять…
Неужели даже таких вот внешне беспечно-благополучных, жизнерадост-ных девчонок и мальчишек (а мы ведь, признаться, чаще всего видим детей в таком «ракурсе») уже могут волновать столь взрослые проблемы? Еще как могут! Пятилетний мальчуган не меньше большого дяди переживает свое одиночество. Атмосфера, царившая в зале во время спектакля, наглядное свидетельство того, насколько сильно детей все это затронуло. Некоторые малыши даже плакали...
- Они-то еще, быть может, не понимают, отчего плачут, просто чувствуют – какая-то потеря случилась – и реагируют на подсознательном уровне, - поясняет Н. Ледовских. - Знаете, в ходе репетиций у нас было много споров по поводу грустного финала. Но все же решили, что не всегда он должен быть безоблачным. Спросите у трех-четырехлетних, что они смотрят по телевизору – роботов, покемонов, обезьян и еще немало такого, что вообще-то гораздо страшнее… На самом деле в нашей сказке по большому счету ничего такого уж страшного не приключилось, наш Снеговик не таял прямо на глазах у зрителя. Просто друзья не узнали друг друга… Но детям важно научиться сопереживанию, сочувствию, взаимопониманию.
Закончился спектакль, воспитатели увели ребят по группам, тихо стало в зале. Только усталые кукольники продолжали работу, аккуратно складывая реквизит. Вот они озабоченно вы-глядывают в окно, за которым метет поздняя метель. Их ждет промерз-ший автобус, нагруженный декорациями… Не впервые наблюдаю этот процесс, и мне всегда становится жалко артистов, вынужденных заниматься перетаскиванием декораций, костюмов, кукол, перевозить все кукольное имущество с места на место. Проблема с ремонтом аварийного здания Театра кукол уже, что называется, навязла в зубах. И особых надежд на улучшение условий не предвидится. Тем не менее коллектив живет и работает. Благодаря таким преданным делу людям, как и Наталья Ледовских.
- Девятый год сознательно остаюсь в этом театре. Думаю, надежда на будущее нас и удерживает, при том, что многих приглашали на работу и в Москву, и в Санкт-Петербург, - говорит она. - Разумеется, спектакль очень страдает от таких походных условий. В стационарном помещении возможности творческие несопоставимы – и технически, и художественно.
А сколько теряет юная публика... Ведь в настоящем театре дети наверняка бы и чувствовали, и вели себя по-другому, ибо там сама атмосфера создает совершенно особое настроение. К тому же в театр дети могли бы прийти с родителями, а это совсем другое дело!
- Может быть, кинуть еще раз какой-то клич к властям и жителям края? - размышляет вслух Наталья Ледов-ских. - Смотришь: такие большие деньги вкладываются в разные объекты, значит, есть в крае потенциальные спонсоры. А ведь у богатых людей тоже есть дети. Неужели они не задумываются об их душах? Понастроили банков, открыли рестораны и торговые центры, а дети их воспитываются на чем? – на том же телевизоре… Театр без полнокровной сцены – это уже не совсем театр. Работать постоянно только в детских садах и школах – не выход.
В ответ на эти с горечью произносимые слова мне оставалось лишь согласно кивать головой, ибо что тут скажешь еще... В репертуаре театра кукол есть немало интересных работ, есть и неоднозначные спектакли, такие, которые дети должны смотреть со взрослыми! Чтобы потом вместе дома обсудить, разобраться, что ребенок понял, а что нет, что осталось в его душе. Сегодня этого не сделать, не будете же приводить родителей в детский сад, да там всем им и не поместиться. Не говоря уж о возможностях настоящей сцены, оснащенной соответствующей современной техникой и оборудованием... И этого тоже лишены ставропольские ребятишки, вынужденные видеть кукольный спектакль в том же практически виде, как это было лет эдак двадцать назад. Словно жизнь за эти годы не сдвинулась с места.
Что ждет театр дальше? Вот у Натальи Ледовских впереди пять лет учебы в вузе. Интересно, ну хотя бы ко времени получения ею диплома театр получит свой дом?.. Сейчас за окном согревает землю долгожданное солнышко, и природа, и люди радуются дыханию весны. Дождется ли своей весны театр? Кто ответит?

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
