Перешагнуть через боль
«Ах, война, война, война, Дурная тетка, стерва она…».
Так случилось и с Сергеем. Через несколько лет, когда воспоминания о боевом прошлом чуть притупились, потеряли свою остроту, война обрушилась страшной бедой. Сергей стал инвалидом I группы. Болезнь уложила бывшего солдата в постель на долгие месяцы, лишила движения, оставила только возможность дышать. Потом была сложнейшая операция, после которой врачи сказали, что теперь нужно биться за полноценную жизнь самому.
Сергей не сдался. Просто не мог этого сделать. По своему человеческому определению. Он просто знал, что в любом деле нужно терпение в достижении цели. Помнил, как трудно приходилось в учебке погранвойск, где физические нагрузки порой тоже казались запредельными. Но на войне, куда готовили молодое пополнение, слабые погибали первыми.
Так что та закалка, плюс огромная жажда жизни, желание не стать обузой для родных и близких подняли Сергея с больничной койки, заставили почувствовать себя полноценным человеком. Однако он считает, что львиная доля в его выздоровлении принадлежит жене. Наталья долгие месяцы без отдыха, без устали была рядом с молодым мужем, боролась за его здоровье, помогла вернуться к жизни.
Сергей остался таким же активным, каким был до болезни. Он прекрасно понимал, что, к сожалению, все, что происходит с ним, увы, не единичный случай. Война в Афганистане длилась уже больше пяти лет, наряду с «цинками» на родину возвращались искалеченные физически и надломленные морально парни, которым была нужна реальная помощь, может быть, в первую очередь психологическая. Сергей стал одним из инициаторов ветеранского движения афганцев на Ставрополье. Вместе с капитаном Вячеславом Малышевым, возглавившим неформальное объединение, Николаем Борисенко, Валерием Анохиным, Александром Зайцевым, Владимиром Большовым, Игорем Фаталиевым и другими ребятами, понюхавшими пороха в далекой стране. Чуть позже движение ветеранов окрепло, набрало сил, стало оказывать настоящую помощь в решении жилищных вопросов, лечения в санаториях, материальных проблем и прочего, что не под силу пробить в одиночку.
Сергей смог преодолеть все, не замкнулся в себе, его энергии может позавидовать каждый. Однако мало кто знает, что часто по ночам во снах приходит война и видит себя Сергей молодым и здоровым. Что переживает он, когда вновь наступает утро, не дано знать никому. Ни слова жалобы или упрека никто никогда не слышал от него.
Сам Сергей говорит: «Да, я узнал подлинную цену войне. Сломанные судьбы, никому не нужные ветераны, мечтающие о светлом будущем, пытающиеся бороться за достойную жизнь.
Я – не пессимист, просто вижу современную действительность. От нее никуда не денешься!
Любые военные действия всегда имели и имеют свою цену, расходную и доходную части. Мы получили первую, а вторую – генеральный заказчик.
Ведь я был воспитан в духе патриотизма, на литературе, рассказывающей о верности, чести и долге тех, кто защищал мою Родину на фронтах Великой Отечественной. Я присягал на верность своей Отчизне, и готов был в любую секунду отдать свое здоровье и жизнь ради ее интересов. Был уверен, что государство не оставит меня в беде.
Впрочем, я ни на кого и ни на что не в обиде. Увы, я не одинок. Только вот страдаю от того, что из-за своей инвалидности не могу нормально учиться, работать, идти в ногу со временем, строить свой бизнес».
Война делает человека ожесточенным, грубым, нетерпимым ко многим проявлениям жизни, и не всем дано перерасти это, перешагнуть через былое.
Сережин жизненный принцип – делать добро и дарить радость людям, поэтому он каждый день ходит на работу в Ставропольский совет ветеранов войны в Афганистане, чтобы хоть чем-то помочь не только афганцам, но и тем молодым людям, которых опалила Чечня.