Формула ответственности
Более 80 руководителей и сотрудников федеральных и региональных СМИ из десятков российских регионов собрались, чтобы обсудить вопросы освещения предвыборных кампаний. Представители масс-медиа также говорили о правовых аспектах ответственности журналистов в выборном процессе, проблемах размещения агитационных материалов, применении грязных информационных технологий.
Перед журналистами выступили председатель комиссии Общественной палаты П. Гусев, его заместитель, вице-президент МедиаСоюза Е. Зелинская, председатель Центризбиркома РФ А. Вешняков, депутаты ГД РФ В. Плигин, А. Митрофанов, А. Воробьев.
Открывшая конференцию Е. Зелинская рассказала коллегам об опыте общественных центров мониторинга «Пресса и выборы» в регионах, где в последнее время проводились и проводятся избирательные кампании. «Эти центры начали работать год назад, и впервые такая общественная площадка была опробована в Нижнем Новгороде, - сказала Е. Зелинская. Работа центров заключается в регулярном открытом диалоге представителей СМИ, избирательных комиссий, политических партий, органов государственной власти, общественных объединений, экспертов. В рамках работы центров постоянно действует «горячая линия». Журналисты и руководители средств массовой информации могут получить квалифицированную консультацию юристов по любому вопросу, связанному с освещением выборов. Открыт такой центр и в Ставропольском крае на базе газеты «Ставропольская правда».
Одна из важных задач деятельности центров - аккумулирование предложений по совершенствованию избирательного законодательства. Эти предложения будут переданы в Центральную избирательную комиссию, Государственную Думу, а также на рассмотрение Общественной палаты РФ.
По мнению П. Гусева, «мы (СМИ) становимся зачастую игрушками в руках недобросовестных политических деятелей», «в частности, может быть путаница между предвыборной агитацией, которая оплачивается из избирательных фондов, и информированием граждан - тем, что редакция дает сама». «Избирателя может побудить (голосовать «за» или «против» того или иного кандидата) все что угодно. И если кандидат устроит дебош в ресторане, об этом напишут, и это побудит голосовать против него. Так что, это также должно оплачиваться из избирательного фонда?».
В свою очередь председатель комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству В. Плигин, ознакомившись с проектом итоговых рекомендаций, отметил, что «это заслуживает внимания». Он пообещал, что «будет разработан примерный договор между СМИ и участниками выборов, который предусмотрит формулу ответственности за предоставление той или иной недобросовест-ной информации. Но полную индульгенцию получить вряд ли будет возможно», - считает В. Плигин.
«Информационная деятельность СМИ абсолютно свободна», - заявил председатель ЦК А. Вешняков. По его мнению, «очень много наносного говорится про наше законодательство в этой сфере». Он подчеркнул, что в своей информационной работе СМИ должны руководствоваться следующими принципами, заложенными в законодательстве: объективность, достоверность, соблюдение равенства прав кандидатов и избирательных объединений, свободная деятельность органов, осуществляющих выпуск СМИ по информированию избирателей.
Он отметил также, что в новом избирательном законодательстве есть два принципиальных изменения, касающиеся работы СМИ. Первое из них связано с предвыборной агитацией кандидатов или партий. «В законе есть норма, согласно которой кандидат или избирательное объединение не вправе использовать время в телеэфире, предоставленное для индивидуальной агитации, для призывов голосовать против оппонента или распространять информацию, способствующую созданию отрицательного отношения к другому кандидату». При этом А. Вешняков подчеркнул, что данное ограничение «распространяется только на телеэфир и не касается радиоэфира и печатных СМИ».
Второе изменение касается информации экстремистского толка. «В закон об основных гарантиях прав избирателей внесено уточнение, направленное на усиление правовых мер противодействия экстремизму, - заявил А. Вешняков, - избирательный процесс не должен служить ареной для экстремизма».
Ужесточена и ответственность партий за нарушение данных норм. Если данный факт установлен судом, то кандидат лишается пассивного избирательного права на период, предусмотренный законодательством. Если речь идет о федеральных выборах, то на четыре года. По мнению А. Вешнякова, за распространение явной экстремистской агитации ответственность несет и главный редактор средства массовой информации - это вытекает из закона о СМИ и Конституции.
Чтобы избежать такого рода инцидентов, А. Вешняков рекомендовал редакциям СМИ в договорах с избирательными объединениями и кандидатами четко фиксировать, что за распространение информации, которая может быть квалифицирована как преступление, ответственность будут нести кандидат или руководители избирательного объединения.
По итогам конференции приняты рекомендации по совершенствованию законодательства, окончательно отшлифованные председателем редакционной комиссии – главным редактором «Ставропольской правды» В. Балдицыным. Суть предлагаемых поправок сводится к тому, чтобы в большей степени защитить СМИ и журналистов от ответственности за недобросовестное ведение избирательных кампаний ее непосредственными участниками. В частности, и предлагается внести изменения в закон «О СМИ», прямо закрепив освобождение от ответственности главного редактора и журналиста за злоупотребление свободой массовой информации в материалах, непосредственно предоставленных кандидатами в рамках использования ими эфирного времени и печатной площади в целях агитации в период избирательной кампании.