Никакого русского фашизма нет!
Подводя итог, епископ прежде всего подчеркнул, что, несмотря на все звучавшие поначалу скептические мнения, палата активно действовала, оказывая серьезное влияние на самые разные стороны жизни общества.
Владыка Феофан выделил несколько, на его взгляд, наиболее важных моментов в деятельности ОП. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений позитивное влияние палаты на все ветви власти. Так, нашумевший в СМИ земельный конфликт в подмосковном Южном Бутово привлек внимание членов ОП, инициировавших принятие Госдумой РФ в первом чтении поправок в некоторые законодательные акты РФ в части проведения землеустройства. «Битва идет большая, и решения даются очень непросто», - заметил владыка. Значительное место в работе палаты отводится общественной экспертизе готовящихся законопроектов: в соответствующих комиссиях ОП проходит всестороннее рассмотрение этих документов. Так было и с игорным бизнесом, который епископ Феофан называет «гангреной в общественном организме» и считает его присутствие вообще недопустимым в цивилизованной стране. Палата настаивает на том, чтобы он был выведен из наших городов.
Много было шума по вопросам экстремизма и национализма. «Я твердо убежден, что никакого русского фашизма нет, и не надо нам этот ярлык навешивать... То, что случилось в Кондопоге, – самые настоящие бандитские разборки, а не национальный конфликт», - сказал епископ Феофан. Общественной палатой в связи с этими событиями проведен серьезный анализ, разработаны рекомендации по оздоровлению ситуации. Нам, живущим на Северном Кавказе, особенно близки вопросы межнациональных отношений. Епископ Феофан считает, что создание моноэтнических республик – настоящая беда: с одной стороны, происходит их самоизоляция, с другой – создается удобная почва для сил, заинтересованных в сепаратизме. Необходимо остановить отток русского населения с Кавказа и создать благоприятные условия для его проживания в регионе – безопасного и созидательного. Не все было плохо в Советском Союзе в плане взаимовлияния и взаимопроникновения наций. Встречаясь в КабардиноБалкарии с молодежью, владыка с горечью убедился, что там забывается русский язык.
Существенное место в деятельности палаты занимает участие в поиске инструментов в борьбе с коррупцией. Заметным результатом чего стало прозвучавшее предложение президента – обеспечить законодательный контроль над доходами сотрудников правоохранительных органов.
Будучи членом комиссии по толерантности и свободе совести, епископ Феофан не мог не отметить единодушное решение палаты рекомендовать введение в школьные программы основ традиционных религий в качестве культурологического предмета. Кстати, на практике такие предметы уже преподаются в ряде республик. Так, в Карачаево-Черкесии указом президента республики введен курс основ религиоведения. Идет этот процесс и в Ставропольском крае, и результаты – только положительные.
Работа в составе Общественной палаты, по признанию владыки Феофана, с одной стороны, очень интересна, а с другой, отнимает много времени и сил. Много в ОП достойных, смелых людей. Самое главное – нет безразличных. Опыт российской ОП может пригодиться при создании ее аналогов на региональном уровне. Главное, чему пытается содействовать Общественная палата, – в стране должен главенствовать закон! Сам же епископ Феофан видит своей целью общение не только с лидерами и руководителями, но и с широкими массами, в том числе не исключает возможности посещения им, православным архиереем, мечетей, где можно было бы напрямую говорить с мусульманской общественностью.
В планах у епископа также – встречи с мусульманской молодежью Северного Кавказа с перспективой в дальнейшем провести совместный съезд православной и мусульманской молодежи.