И пастырь тоже гражданин!
- Владыка, что обсуждали и к какому пришли решению участники заседания Общественной палаты?
- Вот уже несколько лет в обществе не прекращаются споры о возможности изучения основ традиционных духовных ценностей в общеобразовательных школах. Крайние противники этого шумят: опять насильственно вводят Закон Божий, церковь опять внедряется в систему образования, а ведь она отделена от государства, как же так?.. От лукавого эти заявления! Мы никогда не говорили о введении Закона Божия. Мы говорим о культурологическом предмете: «Основы православной культуры». Сегодня во всем мире признают: народы должны знать свою культуру. И как одна из частей культуры, во многом основополагающая, - это религия.
- Собственно, речь о духовной истории своего народа...
- Да! А нам все повторяют слова о светском государстве. Между тем понятие «светское государство» многие чиновники от образования наделяют атеистическим смыслом. Не надо путать! Пора прощаться со старыми установками. Наши дети должны знать историю духовной культуры. Иначе никогда ребенок не поймет ни Достоевского, ни Толстого, ни Гоголя, ни картины Иванова, если он не будет знать, что лежит в основе их произведений. Не случайно министр образования РФ А. Фурсенко обратился с письмом в Общественную палату, предложив высказаться по этому вопросу. Общественная палата – институт, выражающий именно общественное мнение. По письму министра работали три комиссии, по профилю близкие к проблеме. Причем ожидавшегося кое-кем противостояния конфессий не произошло, представители всех основных религий – православных, мусульман, буддистов, иудеев – высказали единую позицию: сохранение духовной традиции народа необходимо!
- Очевидно, такое единство стало весомым аргументом в принятии решения.
- Думаю, что так. Мы еще раз показали: у нас во многом сходятся ценности! Мы не живем в «этой стране», мы живем в нашей стране! С нашей историей, с нашей культурой и с нашей верой, и должны передать это нашим детям. На расширенном заседании палаты большинство было «за» введение основ традиционных культурных ценностей в общеобразовательных школах. Второе, чем пугали: а как же, мусульманин тоже будет учить основы православной культуры? Но мы говорим о вариативности, о праве выбора учениками и родителями, что изучать. Неверующие? Пусть изучают этику, основы нравственности с секулярной точки зрения. О чем мы спорим вообще? Посмотрите, Чечня – субъект РФ, находящийся в правовом поле РФ, а там уже есть в школьной программе предмет «основы ислама», так же в Ингушетии, Татарстане. То есть в местах компактного проживания мусульманского населения это уже состоялось и не подвергается сомнению. А с православными можно иначе?
- Критикам Закона Божьего можно возразить и так: ведь это тоже культурный памятник народа?
- С ним несколько сложнее. Закон Божий подразумевает определенные правила поведения уже и на уроке. Встать всем классом на молитву, например. А вот осваивая основы православной культуры, дети получат представление и о Законе Божьем. Во избежание перекосов учебники будут разрабатываться специалистами образования и науки совместно с деятелями конфессий. Причем я категорически против того, чтобы преподавали этот предмет только священники. Потому что нередко очень хороший священник - никуда не годный педагог, не умеющий работать с детьми. Нужны подготовленные и в обязательном порядке верующие преподаватели, с педагогическим образованием. Церковь рассчитывает на понимание органов образования. К счастью, такое мы находим в министерстве образования края. Однако бывает, в глубинке чиновник начинает стучать кулаками и морщить лоб, зайдя в класс и увидев там икону... Я мог бы назвать фамилии, но пока воздержусь от этого. Не думаю, что такое поведение делает много чести людям, призванным воспитывать детей. Советовал бы им посмотреть на ребят, обучающихся в православных школах, например, в Кисловодской гимназии. Вот уже ряд лет из нее выходят выпускники с золотыми медалями, основная масса поступает в вузы. Этот опыт распространяется и в Минеральных Водах, Пятигорске, Ставрополе...
- Владыка, Общественной палате скоро год. Наверное, уже появилось суждение о качественном составе палаты?
- Основной костяк составляют люди, бескомпромиссно и последовательно выполняющие задачи, порученные народом. Большинство членов палаты работают добросовестно, и уже приобретается определенный опыт. Чем хороша Общественная палата? Она не замыкается узко корпоративно только в своем составе. Практически все заседания становятся публичными слушаниями с участием заинтересованных ведомств, общественных организаций, правозащитников... И высказанные ими мнения всегда учитываются в принятии решений. Это ярко проявилось и на проведенных в сентябре в Ессентуках слушаниях палаты по этноконфессиональной ситуации на Северном Кавказе, вызвавших большой резонанс. Здесь я должен пояснить одну, в общем-то, простую вещь: в последнее время слишком много нападок на русского человека. Во всем виноваты русские... Убили таджикскую девочку – ужасно, плохо. Но – в этот же день в Ингушетии убили русских ребят, и никто об этом не знает. Получается: русских можно? Должна быть справедливость, и в первую очередь к русскому народу. Мы ведь дожили до того, что слово «русский» уже боимся употребить.
- Русскоязычными себя называем... Многим до сей поры не понятно, зачем убрали из паспорта графу о национальности. Чиновники уверяют, что так надо, так правильно. А если я, например, хочу подчеркнуть в паспорте свою принадлежность к конкретной национальности – это мое право или нет?
- Все нации называют себя с гордостью! В отношении же страны в целом могу привести сравнение с организмом человека: отрежьте руку или ногу, больно и плохо ему будет, но все же он будет жить, а вот если повредить позвоночник – либо погибнет, либо навсегда прикован к постели. Да, плохо, когда страдают «малые» народы. Но если подрезать корни русского национального самосознания, будет беда, будет всем народам плохо, потому что русский народ, хочет кто этого или нет, - государствообразующая нация. Это факт исторический.
- Как бы вы оценили действенность Общественной палаты, степень ее влияния?
- Общественная палата - это институт гражданского общества, и с ним считаются. Особенно это видно в законодательном крыле власти: при необходимости на экспертизу палаты представляются многие законопроекты, и к мнению палаты всегда прислушиваются. Помимо членов ОП, в комиссиях уже сложился и нештатный состав экспертов по самым разным отраслям. К тому же мы независимы, мы не получаем деньги. Зато вправе получать ответ на наш запрос с любого уровня власти. И помогать конкретным людям. Например, мне удалось решить проблему, с которой обратилась жительница Ставрополя: ее сын офицер в боевых действиях в Чечне потерял ногу, но не мог добиться соответствующей пенсии. Только после вмешательства ОП вопрос закрыт. Был и еще ряд случаев. Конечно, польза от ОП есть. Другое дело, что палата не должна быть орудием в чьих-либо руках. В том ее и сила будет, если она будет стоять на независимых позициях, но - здравых, а не амбициозных.
- А вам лично удалось реализовать намечавшиеся планы? Вы называли среди первоочередных проблемы здравниц Кавминвод, миграции, жизни села...
- Стараюсь на всех уровнях отстаивать интересы курортного региона. По миграции сейчас наводится в стране порядок и, думаю, в этом тоже есть определенный вклад ОП. Не хочу преувеличивать собственную роль, но достаточно взглянуть на сообщения СМИ, чтобы убедиться, что к нашему мнению прислушиваются. Я ощущаю большой интерес к себе как представителю Ставрополья.
- В обществе нашем пока еще сохраняется такое отношение к деятелям религий: занимались бы вы своим прямым делом, у вас свои задачи... Как вам видится роль служителя церкви в политической жизни – все-таки, согласитесь, это политическая жизнь.
- Постулат «церковь вне политики» я поддерживаю, но невозможно меня как гражданина отделить от жизни общества. А религия в наше время, хотел бы кто этого или нет, играет довольно весомую роль в государстве. Конечно же, я, духовный пастырь, не пойду завтра агитировать за какую-нибудь партию. Но и устраняться от проблем, существующих в обществе, тоже не могу... Наркомания – это политическое дело или нет? Социальная несправедливость – это политика или еще и боль церкви? Детская проституция – чья проблема? Пьянство, погубившее тысячи людей? Междоусобицы в стране, когда гибнут люди разных вероисповеданий, - это политика или религия? И я должен быть в стороне? Те, кто так считает, либо стоящие на непримиримых атеистических началах коммунисты, либо крайние радикалы-либералы, считающие себя судьями, а нам отводящие весьма узкую роль.
- Цивилизованная Европа между тем с большим пиететом воспринимает Папу Римского.
- А ведь он религиозный деятель. Господам и от правого крайнего, и от левого крайнего крыла скажу еще раз: хватит нам делить нашу страну. Нам нужна единая Россия – я говорю не о партии, а о едином народе. Когда и церковь участвует в жизни общества, и политики видят нужды членов церкви. Ведь члены церкви – тоже граждане нашего государства, те же избиратели, налогоплательщики, люди, увеличивающие ВВП...
- Владыка, не кажется ли вам, что сегодня настал некий новый этап в отношениях церкви и общества, который еще пока трудно определить, но это уже не то поверхностное любопытство, какое было лет эдак пятнадцать назад...
- Совершенно с вами согласен. Происходит закономерный процесс: церковь постепенно возвращает себе присущее ей исторически место в обществе. Менталитет поколений ХХ столетия ассоциировал церковь в основном с бабушками в платках, причем в храмах где-то на задворках. А сейчас мы уже идем в школу и вуз, армию и больницу... На днях наша епархия заключила соглашение о сотрудничестве с Пятигорским лингвистическим университетом, где будет открыт теологический факультет. Словом, общество начинает понимать, что церковь – не так уж плохо. И это улица с двусторонним движением. Церковь непосредственно влияет на формирование нового духовного образа. Ведь мы не ставим целью всех учащихся православных гимназий потом увидеть в семинарии. Ни в коем случае. Мне хочется видеть православных губернаторов, бизнесменов, чтобы в правительстве было больше православных... Стране от этого хуже не будет!
- Вопрос не по теме беседы, но не могу его не задать: какова сейчас ситуация на строительстве Казанского собора?
- Работы идут не совсем так, как нам хотелось. В реальной жизни приходится сталкиваться с проблемами. Мы ведь пошли по нестандартной схеме: стены не просто кладутся, но сразу и облицовываются. А такая технология требует времени, особых погодных условий... Сроки окончания немного сдвинулись. Плюс еще много сил занимает одновременно возводимая колокольня. Но в следующем году собор будет сдан обязательно. Уже изготавливаются и купола... При этом хочу подчеркнуть, что власти края слово держат, помогают хорошо. Конечно, еще много потребуется вложить труда – и в иконостас, и в роспись, и в убранство храма. И все же, если кто хочет внести свой вклад, пусть поторопится, а то может и не успеть. А ведь Бог в долгу никогда не бывает. Бизнесменам скажу: помните, самые лучшие инвестиции – в строительство возрождаемой святыни Кавказа – Казанского собора!