Барьеры для бедных
- Юрий Афанасьевич, сотни тысяч ставропольцев имеют право на жилищные субсидии. Но в последнее время для многих из них субсидии уменьшились, сокращается и число получателей. Почему?
- Описанная вами ситуация будоражит людей, особенно небольшие семьи, одиноких малоимущих граждан. А сложилась она в связи с новыми нормами федерального законодательства, которые регулируют получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
- Что же в этих нормах такого, что разошлось с интересами малоимущих?
- Раньше для расчета субсидии использовалась величина прожиточного минимума на душу населения в целом по субъекту Российской Федерации. Теперь же требуется учитывать прожиточный минимум различных социально-демографических групп. Но у детей и пенсионеров эта планка меньше, чем у работающих.
В прошлом году это привело к сокращению более чем наполовину числа семей, пользующихся жилищными субсидиями. А в отдельных районах края уменьшение доходило и до 80 процентов. Получается, материальное положение граждан ухудшено. Особенно в сельских поселениях.
- А в этом году ситуация изменилась?
- Как же она может измениться, если нормативная база остается прежней?! Сложностей добавили и новые Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Они утверждены правительством России и вступили в силу с 1 января этого года.
В итоге процедура оформления субсидии значительно усложнилась. Увеличилось количество предъявляемых подлинников документов с приложением копий. А это дополнительные расходы для граждан. Мало того, если раньше такая льгота предоставлялась сроком на год, то сейчас лишь на шесть месяцев. А потом надо вновь собирать весь пакет документов, чтобы подтвердить право на субсидию.
Правила не учитывают главного - жизненных реалий. Особенно применительно к сельской местности. Там у людей просто нет денег и возможностей, чтобы оформить и представить два раза в год требуемые документы. В том числе, подтверждающие правовые основания владения и пользования жилым помещением, доходы от личного подсобного хозяйства, расходы на приобретение и доставку твердого топлива. Да и надо ли так часто собирать все эти бумаги? Что может измениться за такой срок у большинства людей?
Многие, посмотрев на все это, сопоставив свои затраты и выгоду от субсидии, просто махнули на нее рукой. И еще: если средства на субсидии заложены в региональных бюджетах, почему порядок выплат устанавливается федеральным центром? Нам это не совсем понятно.
- Да, картина нерадостная. И что же делать?
- Менять эту картину. Защищать интересы наших избирателей, жителей края, используя права и возможности, которыми располагает в том числе и Дума.
На недавнем совещании в Элисте с участием полпреда президента в Южном федеральном округе Дмитрия Козака были названы предложения Думы края об изменении федеральной нормативной базы, регулирующей жилищные субсидии. Эти предложения нашли понимание и полную поддержку как полпреда, так и глав субъектов ЮФО.
Суть их в следующем.
Прежде всего правительство России должно упростить процедуру оформления гражданами документов на получение жилищной субсидии. Соответствующее обращение от края уже подготовлено. Расчет субсидии должен основываться на величине прожиточного минимума в целом по субъекту, а не по социально-демографическим группам.
Правила должны освободить людей от долгой и недешевой процедуры регистрации жилья. Особенно селян, для которых документом, подтверждающим право владения и пользования этим жильем, по нашему мнению, вполне может являться выписка из похозяйственной книги. То есть такой документ можно будет взять в администрации своего села, а не ездить за ним в регистрационную палату. Ведь получение субсидии – это не продажа или дарение дома, чтобы проходить глубокую юридическую процедуру.
- Насколько известно, на ближайшем заседании краевая Дума намерена рассмотреть проблему в целом.
- Да, это так. Помимо наших инициатив, обращенных к центру, мы подготовили поправки в краевой закон, которым установлены жилищные стандарты. Действующая редакция закона в качестве норматива для расчета жилищных субсидий определила 18 квадратных метров общей площади на человека.
- Что это значит практически?
- Если вы один живете в квартире площадью 30 квадратных метров, то субсидия будет распространяться только на 18 из них. Остальные придется оплачивать в полном объеме.
Норма эта меньше, чем была в прошлые годы. Депутатами она принята в связи с вступлением в силу федерального закона, установившего жилищные стандарты. Расчет – и небезосновательный – был на то, что норма в отношении небольших семей, а главное одиноко проживающих граждан, будет пересмотрена в сторону увеличения федеральным законодателем. Такая возможность в то время активно обсуждалась. Но ожидания не оправдались. А потому теперь решено отрегулировать проблему краевым законом.
- И какие изменения в нем ожидаются?
- В предложенной редакции с 1 января будущего года краевой стандарт станет дифференцированным. Для семей, состоящих из пяти и более человек, норма останется прежней – 18 квадратных метров на каждого. Если в семье четверо, то 19 квадратных метров на человека, если трое – 20, если двое – 21 метр. А если жилище занимает одинокий гражданин – 33 «квадрата». То есть будет устранена одна из причин, вызвавших справедливое недовольство людей.
- И размер субсидий подрастет?
- Конечно. Расширится и круг их получателей.
Кроме того, правительству края дается право в течение года увеличивать стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг. Раньше он устанавливался на очередной бюджетный год и не подлежал изменению до следующего года. Теперь, если появится экономия по статье субсидий или в бюджет поступят сверхплановые доходы, их можно будет направить на увеличение размера субсидии.
Это значит, что люди смогут получать больше средств на оплату содержания и текущего ремонта жилья, теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, электро- и газоснабжения. Кстати, эта норма может вступить в действие уже с июля нынешнего года, т. е. задним числом. 26 октября парламент края, думаю, утвердит именно такой подход.