Когда наступает "момент истины"
С началом каждого сезона театралы связывают ожидания новых интересных встреч с настоящим искусством. Даже если порой эти ожидания не оправдываются, оборачиваясь разочарованием, все равно, с появлением свежих афиш сердце истинного театрала трепещет в предвкушении. А как сам театр переживает этот период, чего он ждет от свидания со своим зрителем? Об этом наша беседа с Евгением Луганским, директором Ставропольского академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова.
- Итак, Евгений Иванович, с каким настроением и в какой творческой форме театр вступает в новый сезон?
- Буквально на днях мы провели заседание художественного совета, утвердили репертуар на весь год, и можно с уверенностью сказать: сезон будет интересный, насыщенный. Как уже писала ваша газета, он открывается весьма оригинальной постановкой пьесы Надежды Птушкиной «Браво, Лоуренсия!». Интригующая и одновременно симпатичная современная комедия. Важно то, что ее автор чутко слышит наше время! Мы убедились в этом на примере «Неугомонной». И нынешний спектакль вновь получился, по-моему, душевный, теплый. На такие постановки зритель откликается, ловит буквально каждую фразу, потому что ему все происходящее близко и знакомо. Здесь зритель встретится с прекрасным исполнительским ансамблем, увлеченной игрой актеров. Народная артистка России Вера Рабовская в спектакле просто великолепна! Интересны здесь и Игорь Барташ, и Людмила Дюженова… Рядом с ними молодежь – в лице Евгении Капраловой, студентки факультета искусств СГУ, несомненно талантливой девушки.
- Многие отмечают, как в последние годы профессионально вырос, поднялся на иной качественный уровень Игорь Барташ. Причем он одинаково органично смотрится и в комедийных, и в серьезных работах.
- Очень глубокий, разноплановый артист! Думаю, его творчество последних лет достойно отдельного разговора. Кстати, в «Лоуренсии» он вновь предстает в необычном качестве…
За серьезную вещь по известному роману Кена Кизи взялся заслуженный деятель искусств Валентин Бирюков: его спектакль «Полет над гнездом кукушки» станет второй премьерой сезона. Не буду предвосхищать событий, но, думаю, эта постановка обязательно привлечет широкого зрителя. Вижу, как азартно, вдохновенно работают и артисты, и вся постановочная часть на репетициях… Совсем скоро, 6 ноября, мы приглашаем поклонников заслуженного артиста России Михаила Мальченко на его юбилейный вечер-бенефис.
Затем народная артистка России Наталья Зубкова как режиссер начнет работу над пьесой известного драматурга Леонида Зорина «Царская охота». В основе сюжета – страницы русской истории в преломлении человеческих судеб. Княжна Тараканова, борьба за власть, за престол, любовь и предательство – все это никого не оставит равнодушным. К Новому году традиционно поставим сказку для юного зрителя – «Царевну Несмеяну» Льва Корсунского, причем хотим пригласить в качестве постановщика молодого режиссера, выпускника ГИТИСа. Возможно, с прицелом на будущее, вы ведь знаете, что театр продолжает поиск интересных постановщиков.
Собираемся также поставить снова Рэя Куни – «Смешные деньги». Спектакль «Люкс» по его пьесе «Окно!» убедил нас в том, что этот драматург созвучен нашему зрителю. «Смешные деньги» – очень популярная пьеса во всем мире, а мы ведь стараемся идти в ногу с современной театральной жизнью России, видим, каковы тенденции. А у Куни стильные, красивые, нравственно крепкие пьесы, с глубоким смыслом и актуальны по звучанию.
К окончанию учебного года предполагаем выпустить музыкальную сказку Маргариты Рожковой «Тайна заколдованного портрета».
А вот стержнем сезона станет постановка гоголевского «Ревизора», эта пьеса не шла на нашей сцене более 50 лет, в последний раз она ставилась у нас в далеком 1952-м. А ведь это подлинное чудо драматургии!
- И кому же вы собираетесь поручить сотворение сценического чуда?
- Это пока пусть останется нашим секретом! Есть две кандидатуры приглашенных режиссеров.
- Помнится, весьма удачно поставил «Женитьбу» Гоголя Валентин Бирюков… А вообще ставить Гоголя сложно уже потому, что слишком вроде бы все знакомо со школьной скамьи, ничего как будто нового ждать не приходится…
- Желание пригласить постановщика обусловлено тем, что очень хочется какого-то свежего взгляда на классику. Внешне пьеса карикатурна, образы «ходячие». Но сколько великих актеров, настоящих корифеев с удовольствием играли Гоголя в разные времена! Причем все сходились в одном: «Ревизора» карикатурно играть нельзя, из этого ничего не получится. Надо играть че-ло-ве-ка. Потому что так много гоголевского в нас нынешних, помните – «Над кем смеетесь, господа?!.. Молодой Гоголь – основоположник реализма в отечественной драматургии, и работать с такой драматургией – уникальная школа для каждого театра и каждого актера. Кстати, пьеса привлекла еще и тем, что в ней будет занято большинство труппы, а для актеров так важно видеть перспективу сезона, это придает работе стабильность, приносит удовлетворение. Кроме того, у нас есть договоренность с министерством образования края о введении в репертуар произведений учебной программы, а этому как нельзя лучше соответствует гоголевский «материал».
- Работать с юным зрителем – еще одна давняя традиция театра, приносящая не только пользу школьной программе, но и помогающая выращивать своего зрителя.
- Вы правы. В минувшем сезоне, кстати, у нас были удачные совместные проекты с краевой филармонией по поэзии Есенина и Рубцова, вошедшие в школьный абонемент. Театр дает возможность глубже познакомиться с творчеством наших великих русских поэтов. В декабре эту программу пополнит аналогичный литературный спектакль по творчеству Тютчева. Школьные абонементы, внедряемые двумя краевыми министерствами – культуры и образования, – действуют не только в театре, но также в музеях и филармонии. Замечательная форма работы с молодой аудиторией. Абонементная система отличается от той, что была когда-то в советские годы: ребят не загоняют силой на «культурное мероприятие», а предоставляют выбрать самим, что им нужно и интересно. Да и стоимость абонементов для школьников и – подчеркну – их родителей существенно ниже обычной цены на билеты, которая у нас и сама по себе невелика. К счастью, есть педагоги и директора школ, которые сами любят театр, понимают его значение. А ведь как важно всем нам понимать: если дети будут существовать на эмоциональном «нуле», никакого продвижения вперед у общества не будет. Ребята, регулярно приходящие в театр, становятся настоящими театралами. Целое поколение таковых вырастил, например, поставленный в середине 90-х годов спектакль «Дикарь»: молодежь его обожала, смотрела по нескольку раз.
- Наверное, потому, что это был очень светлый, романтичный спектакль. Юность всегда к этому тянется. Мы сегодня нередко воспринимаем новые поколения циничными, развращенными, а ведь в них живет то же неистребимое желание прекрасного.
- Если его не поддерживать, вот тогда молодежь и будет брать от жизни одни лишь мерзости… И противостоять этому - благородная роль театра. Еще до официального открытия сезона театр успел активно поездить по краю - с успехом выступил в Невинномысске, Светлограде, Новоалександровске, Донском… Эту практику нам хотелось бы продолжать, но для ее реализации нужна добрая воля местных властей.
Открытия сезона, должен сказать, ждет не только публика. Весь театр – в ожидании встречи со зрителем. Без зрителя нет театра. Когда зал полон и отзывается на происходящее, только тогда и наступает для нас «момент истины». Зритель рождает спектакль вместе с артистами! Единство сцены и зрительного зала дает неповторимое ощущение жизни, такое, которое, быть может, человек никогда не испытывает в повседневности. А что сказал в свое время тот же Гоголь? «Театр – это кафедра, с которой можно сказать миру много добра!» Это вечно. Недаром же Николай Васильевич остается по духу нашим современником.

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
