Александр Черногоров: Богатство – это земля, а не деньги
С давних пор наш край славится как хлебная житница России, говорится в поздравлении. Именно аграрное производство в значительной мере определяет его экономику. Поэтому здесь, как нигде, знают высокую цену труда хлеборобов. Жатва в этом году была сопряжена с особыми трудностями, но и в этих сложнейших условиях сельские труженики в который раз проявили свое умение и мастерство, выдержку и терпение. Результат – 6 млн. 58 тыс. тонн лучшего по качеству зерна в России. Продовольственные сорта пшеницы составляют 84% от общего объема собранного зерна – показатель, к которому пока не приблизились ни в одном регионе страны. Уверен, что празднование Дня урожая на Ставрополье станет еще одним импульсом воплощения всего намеченного в жизнь, продолжает А. Черногоров. Правительство края и впредь намерено активно поддерживать практическую деятельность и добрые начинания в развитии агропромышленного комплекса Ставрополья.
Многие помнят, лет двадцать тому назад в ходу был призыв, который получил название лозунга «индустриальной эпохи» - «Нам нельзя ждать милостей от природы, взять их – наша задача!». Думаю, сегодня он по всем статьям проиграл куда более древнему, а потому мудрому античному пониманию мира: «Человек – дитя природы. Самая почетная профессия – земледелец. Богатство – это владение землей, а не деньгами». Предчувствую возражения: мол, это ваше заявление - спорное. С куда большим удовольствием молодежь нынче идет учиться на финансистов, юристов и экономистов. Земледелие же привлекает немногих. Может быть, так все и есть. Но, согласитесь, и менеджеры, и политики предпочитают питаться качественной, экологически чистой продукцией. А на стол она попадает именно благодаря труду земледельца, овощевода, животновода. Так что, образно выражаясь, все мы в долгу перед земледельцем, тружеником села и, как ни хотелось бы этого признавать, - даже в некоторой зависимости от него.
В нынешнем году, несмотря на все трудности, земледельцы Ставрополья взяли хороший урожай. Зерновых колосовых культур получено свыше шести миллионов тонн. Хлеба обмолочены с 1,8 млн. га, средняя урожайность составила 32,8 ц/га. Совсем неплохо выглядит край и в сравнении с другими регионами Южного федерального округа. В Краснодарском крае средняя урожайность 44,2 ц/га, в Ростовской области - 26,9 ц/га. Если же вести речь о Российской Федерации, в среднем здесь урожайность зерновых культур составила 25,9 ц/га.
Иными словами, в очередной раз край подтвердил свое право считаться одним из главных производителей зерна в стране. Сохранили мы и высокое качество: 84 процента зерна - продовольственное. К слову сказать, в Краснодарском крае эта цифра меньше – 79%, а в Ростовской области – 60%. Что же касается показателя индекса сельскохозяйственного производства, то Ставропольский край (108,9%) находится на вполне почетном втором месте в ЮФО. Наивысший показатель отмечен в Республике Калмыкии (112,4%), третье место занимает Адыгея (108,7%), затем – Краснодарский край (106,4%) и Карачаево-Черкесская Республика (105 процентов).
Считаю, что после испытаний затяжными холодами, студеной и припозднившейся весной, летней засухой и градобоями, которые выпали на долю хлеборобов Ставрополья, результаты «Жатвы-2006» - несомненная победа. Она тем более весома, что этот год оказался не самым лучшим для хлеборобов страны. Последние сводки говорят: прошлогоднего уровня валового сбора зерна России достичь не удастся. На конец августа было намолочено на восемь млн. тонн зерна меньше, чем в 2005 году. Уборка хлебов проходит в очень сложных погодных условиях и, по прогнозам, прирост производства сельхозпродукции составит всего 1,5 процента.
Каждый раз после окончания жатвы, когда меня спрашивают, какой она была, я пытаюсь вспомнить - а вообще хоть одну уборку хлебов можно назвать легкой? Сам я родом из крестьянской семьи. Родители всю жизнь были связаны с сельским хозяйством. Будучи школьником, на каникулах работал то прицепщиком, то помощником комбайнера. Так вот, положа руку на сердце, могу утверждать: не было на моей памяти легкой страды. Может, потому и слово это прижилось: «страда», то есть немало пострадать надо хлеборобу, чтобы потом хоть немного порадоваться.
Десять лет в должности губернатора края – это и десять лет уборочных хлопот. Нет в нашем аграрном крае кампании более важной, чем жатва. Скажу больше, отсчет многих дел, перспектив, начинаний мы ведем от того, насколько удачными были итоги жатвы. И здесь могу с гордостью за своих земляков сказать: они в очередной раз не подкачали.
Знаете, когда в 2001 году край взял пятимиллионный рубеж, некоторые «знатоки» могли позволить себе пренебрежительно махнуть рукой, мол, просто с погодой повезло. В разговоре об урожае 2002 года, когда на Ставрополье опять был взят большой хлеб, уже ни у кого не повернулся язык толковать о мифическом «везении». Помнили, сколько сил и средств пришлось потратить на борьбу с последствиями июньского наводнения. И все-таки мы тогда собрали рекордное количество зерна, максимальный результат за всю историю земледелия Ставропольского края: 6,3 млн. тонн. Результат, которого добился край, оказался одним из лучших показателей и в целом по России. По итогам года Ставрополью тогда была присуждена высшая общественная награда Российской Федерации орден Петра Великого. Трудовой вклад наших хлеборобов отметил и президент России В. Путин.
Итог 2004 года – 6,4 млн. тонн зерна; в 2005-м - новый рекорд, 6,9 млн. тонн. По высоким показателям сбора зерна сегодня край стабильно входит в пятерку основных зернопроизводящих субъектов Российской Федерации. Согласитесь, если имеют место постоянные урожайные «случайности», есть основания предположить о существовании закономерности: целенаправленной работе правительства края, слаженности в деятельности всех структур. Но самое главное, хочу подчеркнуть особо, - это труд моих земляков. Находясь в зоне рискованного земледелия, они всем «выходкам» природы сумели противопоставить свой опыт, профессионализм, любовь к родной земле.
Природа неподвластна человеку. В лучшем случае мы можем быть готовыми к ее угрозам: скажем, запастись необходимым оборудованием для отражения градобоев, которые буквально «выкашивают» надежды земледельцев на добрый урожай и наносят огромный вред хозяйству края. Об этой проблеме я уже не раз заявлял на всех уровнях. Неоднократно мы посылали письма в адрес Федерального центра и впредь намерены добиваться того, чтобы подверженный градовым явлениям Северо-Кавказский регион получил федеральные субсидии на создание «пояса защиты» от стихии. Вот и в этом году пострадали тысячи гектаров сельхозкультур. Особенно яростно град прошелся по полям Кочубеевского, Андроповского, Благодарнен-ского районов.
Все мы в определенном смысле ходим под Богом. Но в том-то и проявляется мастерство настоящих профессионалов, что практически в любых условиях они научились выращивать хорошие урожаи. В этом году довелось мне побывать в СПК «Свобода» Новоселицкого района. Урожай 23 550 тонн зерна со средней урожайностью 41,2 ц/га они смогли убрать собственными силами (практически без привлечения техники со стороны) за 18 рабочих дней. И это несмотря на то, что поля хозяйства расположены в сложной климатической зоне с самыми трудными для обработки суглинистыми почвами.
Из-за поздних сроков посева (осень была засушливая) пшеница вышла из зимовки практически нераскущенной. Как мне рассказали работники сельхозпредприятия, главный агроном хозяйства Н. Дроздова при помощи агрохимработ буквально реанимировала поля. Помогло и то, что с осени, по инициативе директора А. Щурова, здесь возродили подзабытую уже многими практику: бригадирам вменили в обязанность вести так называемые книги полей и фенологические наблюдения за состоянием растений. В результате был собран бесценный научный материал, который, полагаю, позволит агрослужбе хозяйства сделать качественный анализ состояния пашни.
Можно было бы немало рассказать о том, как в хозяйстве ведется ротация полей, о связи земледельцев с учеными края и четкой технологической дисциплине. Но главное в другом. Практика многих агропредприятий показывает, что постепенно, трудно, проблемно, но сельское хозяйство края становится на рельсы новой жизни, люди учатся работать эффективно в условиях рынка.
Заговорив о людях, не могу не вспомнить и негласных инициаторов проведения соревнования «Жатва-2006» - тружеников СПКК «Родина» Красногвардейского района. Одними из первых они включились в уборку и первыми завершили хлебную страду. За 12 рабочих дней сняли урожай с площади более 12 тыс. га. И если бы не дожди, утверждают, что сделали бы работу еще быстрее. Здесь мне рассказали и о примерах взаимопомощи, взаимозаменяемости, которые свидетельствуют не только о высоком уровне профессионализма, но и о сознательности, живом чувстве коллективизма. Некоторые из штатных работников мастерских на период уборочной сели за штурвалы комбайнов. И работали с полной отдачей.
Хорошо позаботились в хозяйстве и в районе о «тылах». На каждом полевом стане оборудовали комнаты отдыха, организовали трехразовое качественное почти домашнее горячее питание. А в числе стимулов руководители «Родины» предусмотрели для 30 победителей соревнований возможность хорошо отдохнуть от работы – им будут вручены путевки на курорты.
Порадовали меня и примеры рачительности в деле сохранности выращенного урожая. Не секрет, что нынче развелось немало охотников до чужого добра. Обворовывают не только дома и дачи, покушаются на поля и плантации хозяйств. В селе Ивановском Кочубеевского района бывший спецназовец А. Иванов не только предложил колхозу хорошую идею охраны урожая, он же собрал толковую команду. Дозорные стоят на постах с биноклями, имеют портативные рации и даже приборы ночного видения. Благодаря бдительности «колхозного ОМОНа», как называют их односельчане, удалось не только сохранить выращенный урожай, в который был вложен труд многих сотен людей, но даже отловить опасного преступника, за которым давно охотились работники внутренних органов.
Примеры, которые привожу, можно было бы продолжать. В крае сотни, тысячи инициативных, толковых работников и умеющих перспективно мыслить руководителей хозяйств. Лучшие из лучших в краевой День урожая получат заслуженные награды. Сейчас же просто скажу, что самые высокие показатели по производству продовольственного зерна получены в Александровском (92,4%), Кочубеевском (94,6%), Новоалександровском (98,2%), Новоселицком (97,6%), Советском (94,3%) и Степновском (96,0%) районах. Товаропроизводители этих территорий использовали все возможности для получения высокого качества зерна и в первую очередь прогрессивную технологию.
И еще об одном факторе в связи с разговором об итогах страды. 2006 год – первый год работы хлеборобов в условиях реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Один из оптимистичных его моментов в том, что крестьянские и фермерские хозяйства получили возможность брать льготные кредиты и развивать производство дальше. На возмещение части затрат по уплате процентной ставки привлеченных кредитов гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства, крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам уже выделены субсидии в сумме 75,9 млн. рублей. В том числе за счет средств федерального бюджета 71,5 млн. рублей и 4,4 млн. рублей за счет средств краевого бюджета.
Считаю не менее перспективным направление «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе». На Ставрополье в 2006 году предусматривается ввод в строй жилья в объеме 2,9 тыс. кв. м и улучшение жилищных условий 30 молодым специалистам и их семьям. Предусмотрено участие федерального бюджета в размере 30% от стоимости жилого дома; краевого - не менее 40%, а оставшиеся 30% составят собственные или заемные средства будущего хозяина. На эти цели краю доведены лимиты средств федерального бюджета в сумме 6 млн. руб. и столько же мы выделяли из краевого бюджета. Сегодня идет активная работа по составлению сводного списка получателей государственной поддержки, и уже в середине сентября в полном объеме начнется прием от граждан, молодых семей и молодых специалистов необходимых документов, а также выдача свидетельств. Что скрывается под этими официальными терминами и цифрами? В первую очередь, надежды на то, что село не обезлюдеет. Что на смену отцам – профессионалам своего дела, знающим и любящим землю, придут сыновья. Что будут создаваться молодые семьи и вырастет новое поколение, которому поднимать и возрождать сельскохозяйственную отрасль.
Я хорошо понимаю, что в ходе реализации проекта «Развитие АПК» не все безоблачно. К сожалению, и в главном документе страны – проекте бюджета на 2007 год, который принят в первом чтении, финансовые проблемы отрасли не нашли должного отражения. Судя по подготовленному Минэкономразвития прогнозу социально-экономического развития России на ближайшие годы, производство отечественного продовольствия планируется увеличить в 2007 году по сравнению с 2006 на 4,4 процента; в 2009 – на 15,7 процента. А импорт продовольствия из-за рубежа при этом вырастет… на 42 процента! Что это – недоверие к отечественному производителю?!
Сужу по результатам работы Ставропольского края. Несмотря на сравнительно небольшой период реализации приоритетного нацпроекта, уже сейчас можно говорить пусть пока еще о скромных, но вполне реальных свидетельствах положительного баланса в производстве сельхозпродукции. И самое главное – мы видим, что село встрепенулось, у людей возродилась надежда. Они поверили, что государство готово изменить свою политику. Но при этом ставку надо делать не на американского фермера, а на российского крестьянина. Благо, российская продукция намного «чище», не испорчена пока трансгенами так, как это произошло во многих европейских странах и в Америке.
В этом смысле мне близка позиция серьезного ученого, доктора экономических наук В. Батурина. В одном из номеров газеты «Сельская жизнь» он писал, что критерием могущества государства должны быть не только объем добычи нефти и газа, тонны выплавленного чугуна, валовой внутренний продукт, но и урожайность почвы, чистота воды и воздуха, продолжительность жизни, здоровье людей. Базисным принципом новой государственной политики России, которая сегодня находится на переломе, должен стать переход от политики разбазаривания невосполнимых, подаренных нам и нашим потомкам природой богатств к политике накопления богатства за счет высокоэффективной, экологически безвредной эксплуатации единственных на земле возобновляемых ресурсов. «Это и есть те объекты инвестиции, в которые чем больше ты вкладываешь денег, тем они становятся дороже (плодородные земли дороже, чем истощенные, чистые воздух и вода дороже, чем загрязненные)». И это вложение денег, которое не порождает инфляцию.
Считаю, что такой подход к делу на уровне государственной политики – вовсе не фантазия. Сама жизнь как ответ на проявившуюся необходимость порождает живые примеры. Имею в виду промышленное применение сверхприбыльных и сверхэффективных технологий и методов управления российской компании «ИНТЕКО-Агро», которая действует в Белгородской области. Отдаю должное предприимчивости коллег, которые подают пример всем руководителям регионов. Однако думаю, что все 200 млн. га российских земель должны обрабатываться так же. Это вполне возможно, если приоритеты в АПК получат свое дальнейшее развитие в масштабах государства. Уверен, отдача будет хорошая.