Три века духовной школы
Преосвященный Иеремия (Соловьев), первый епископ Кавказский и Черноморский (1843-49), вступив в управление новообразованной епархией, уже в декабре 1843 г. направляет пространную докладную записку в Святейший синод о необходимости открытия в Ставрополе семинарии. Он указывает на отдаленность ближайших к Кавказской епархии семинарий Воронежа, Астрахани и Екатеринослава и на необходимость подготовки собственных миссионерских кадров, в том числе из представителей коренных народностей края. Не случайно затем в открывшейся духовной школе в план учебных занятий, разработанный на основе опыта Тифлисской духовной семинарии, включены были, помимо обычных предметов, местные языки (калмыцкий, татарский, осетинский). Рекомендовано было также открыть иконописный класс.
В 1871 г. Кавказскую семинарию посетил с ревизией член Училищного Совета при Святейшем синоде С. Керский. Он с положительной стороны отмечал даже характер учащегося Кавказской школы, «резко отличавшийся от того оригинального типа, который характеризует семинаристов центральных губерний... В воспитанниках Кавказской семинарии нет того горького, разъедающего чувства недовольства и озлобления, какое обыкновенно вырабатывает тип бурсака; напротив, в них преобладает довольство настоящим и спокойный взгляд на будущее».
В 1896 г. духовная школа торжественно отметила 50-летие. За полвека существования она действительно стала центром христианского просвещения на всем Юге России, воспитав множество достойных пастырей и служителей церкви, учителей, наставников и других деятелей, послуживших Отечеству как на граждан-ском, так и на военном поприще.
На переломе XIX и XX веков именно на плечи сельского приходского священника легла забота о начальном образовании сельской детворы. И православное духовенство заложило прочный фундамент для всеобщей грамотности. Из года в год росло число церковно-приходских школ.
В годы Первой мировой войны в помещениях семинарии был устроен эвакогоспиталь. Однако занятия продолжались до 1918 года, а окончательное закрытие духовной школы произошло в 1920 году.
Первая попытка восстановить Ставропольскую семинарию была предпринята в 1925 году настоятелем Варваринской церкви города Ставрополя протоиереем Иоанникием Петровым. Он обратился с соответствующей программой к советским властям, но... попал под арест, а затем был сослан в Среднюю Азию.
Великая Отечественная война внесла свои коррективы в жизнь страны, в том числе и в сферу церковно-государственных отношений. Так, 12 апреля 1945 года Священный синод Русской православной церкви постановил открыть Пастырско-Богословские курсы в восьми епархиях, в том числе в Ставрополе.
Прилегающее к Крестовоздвиженской церкви здание, в котором расположились Пастыр-ско-Богословские курсы, нуждалось в ремонте и пристройке дополнительных помещений. Благодаря твердости и настойчивости архиепископа Антония (Романовского) трудности по реставрации здания и организации учебного процесса удалось преодолеть, и 15 ноября 1946 года состоялось торжественное открытие Духовной семинарии.
Но даже в эти годы, отмеченные нормализацией церковно-государственных отношений, жизнь семинарии сопровождалась непрекращающимся внешним давлением. В первую очередь это давление испытывали на себе те, кто еще только собирался поступить в духовную школу.
Вот фрагмент «жалобы» Николая Носко, тщетно пытавшегося выйти из колхоза, чтобы учиться в семинарии. «Товарищ Бережной И.Я., как председатель колхоза, не принял от меня никаких документов, выгнал из кабинета и в присутствии посторонних лиц, сопровождая нецензурными словами, полными негодования и презрения к святой православной церкви и ее последователям».
Буквально по крупицам приходилось собирать утраченную некогда богатейшую библиотеку семинарии: свободно купить можно было только художественную литературу, а книги богословского содержания приобретались лишь в частных собраниях горожан.
Несмотря на все трудности, год за годом семинария в Ставрополе крепла и развивалась, становясь все более заметным духовным центром. Однако эта тенденция не совпадала с вновь изменившейся государственной политикой по отношению к церкви. Конец пятидесятых годов был отмечен возвращением к методам антирелигиозной борьбы послереволюционных лет.
«Письма трудящихся» с требованием закрыть семинарию следуют одно за другим, срочно готовится брошюра «Святые тенета», очерняющая преподавателей и студентов семинарии.
Учебный комитет фактически оказался перед фактом уже принятого гражданскими властями решения: семинарию расформировали, 47 студентов, не успевших ее окончить, были распределены в Саратовскую и Одесскую семинарии. Среди двадцати выпускников 1960 года был и Александр Завгородний, будущий архиепископ Антоний. Это ему выпало почти тридцать лет спустя, в 1988 году, на торжествах, посвященных тысячелетию Крещения Руси, испросить у Святейшего патриарха Пимена благословение на возрождение своей alma mater.
В самое короткое время, к февралю 1989 года, было сделано все для того, чтобы духовная школа вновь начала свою работу. В июне 1990-го духовное училище преобразовано в семинарию. Уже через три года состоялся первый выпуск возрожденной семинарии: ее окончили студенты, начинавшие свою учебу еще в духовном училище. Тогда же при семинарии организованы катехизаторские курсы для будущих преподавателей воскресных школ.
Новейший период в истории Ставропольской духовной семинарии заслуживает отдельного исследования, ибо восстановление пришлось на сложные годы реформ, перевернувших все наше общество. На фоне этого процесса был начат поиск новых форм и методов организации духовного образования. Сегодня Ставропольская духовная семинария представляет собой научно-богословский, учебный и исследовательский центр, готовящий священнослужителей, преподавателей, регентов церковных хоров и иконописцев. С 2003 года ректором семинарии является епископ Ставрополь-ский и Владикавказский Феофан. По инициативе владыки к ведению курсов привлекаются авторитетные светские преподаватели. Совместным проектом семинарии и Института дружбы народов Кавказа стало создание в вузе теологического факультета.
Уже в годы учебы большинство семинаристов ведет большую просветительскую и миссионерскую работу. Студенты СтДС преподают в школах и вузах Основы православной культуры, организуют и проводят лекции и экскурсии по святым местам Ставрополя и епархии. Большое внимание уделяется социальному служению в детских приютах, наркологическом диспансере, учреждениях исполнения наказаний.
Преподаватели и студенты семинарии активно участвуют в общественной жизни города и края. У ставропольцев пользуются популярностью теле- и радиопередачи, посвященные проблемам духовной жизни, в выпуске которых также участвуют семинаристы и их педагоги. Успешно продолжается традиция издательской деятельности. В 2005 году издательский центр семинарии опубликовал ряд книг из новой серии «Святыни Кавказа», посвященных, в частности, истории Иоанно-Мариинского монастыря в городе Ставрополе.
Сегодня, как и 160 лет назад, взоры православных верующих и тех, кто еще только ищет свой духовный путь, обращены прежде всего к пастырям, от которых ждут живого свидетельства о Боге, о православной вере и о спасении. Но такое свидетельство возможно только в том случае, если личная святость сочетается в служителе Христа с глубоким знанием Священного Писания, православного богословия и богослужения. Именно эту задачу и выполняет на Юге России Ставропольская духовная семинария.
Пройдет несколько дней, завершатся экзамены, и вновь откроются двери семинарских классов, чтобы принять новых студентов, решивших посвятить себя духовному служению.

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
