Горячая точка - любовь
В другой ситуации разговариваю со знакомым юношей: «Ты тоже хочешь богатую невесту?» «Нет, - отвечает Дима, - мне все равно, богатая она или бедная, лишь бы любила меня...»
Трудно сказать, выявляют ли подобные разговоры некую картину в целом, но направление желаний и надежд - все-таки проясняют. Тем более что про любовь, которой теперь не иначе, как «занимаются», говорят, пишут и показывают все. Правда, одно из самых употребительных слов в мире - в переводе на современный рыночный означает не что иное, как «секс». Этот торговый подтекст постоянно что-то смещает. Незаметно, но быстро усваивается новая идеология старого великого понятия. «Мы вас любим!» - кричит вспотевший от избытка чувств культурный революционер Швыдкой в одной из своих телепрограмм. Не так давно он вбивал в наше сознание мат, теперь с широкой американской улыбкой (боже, избавь!) внедряет любовь. Молоденькая толстенькая девушка танцует со Швыдким, и вслед за ним она и все танцующие рядом неистово кричат в телекамеру: «Мы вас любим! Любим! Любим!». Может быть, это новая «христианизация» Руси?
И вот она, ожидаемая закономерность: чем больше мы видим насилия и секса в отечественной и зарубежной телевидеопродукции, чем приторней торговая реклама под соусом семейного счастья и благоденствия, тем меньше любви остается в жизни. Любовь от нас уходит, но уходит она не одна. Шаг за шагом исчезают бескорыстие и женственность, угасает инстинкт деторождения, прекращается воспитание школьников (ратуют лишь за их половое воспитание), разрушается социально-семейная инфраструктура - чего только стоит проблема детских садиков! И совсем как шагреневая кожа скукоживаются бесплатное образование, бесплатная медицина, уверенность в будущем детей... Стоило государству сбросить с себя груз кое к чему обязывающих заповедей, и вся конструкция жизни стала ломаться. Лавина антизаповедей ринулась на растерянное «население», словно многотонный ледник, сметающий на своем пути все. Убий! Укради! Возжелай! Только теперь, слегка опомнившись, мы способны осознать, какая же мощная сила за-ключена в явлении вековечной Любви и какие грозные последствия начинаются в случае отказа от нее. Такова цена, которую общество, и прежде всего молодое поколение, платит, если принимает ценности сильных мира сего.
И все-таки, что бы в мире ни происходило, какая бы экстравагантная мода на чувства ни заглядывала в наши окна, истинная непродажная любовь преодолевает все препятствия и однажды «ни с того ни с сего» появляется в каком-нибудь скромном местечке, где по ночам на нее, может быть, молятся - из века в век одними и теми же словами: «Приди ко мне, Любовь! Я не хочу соглашаться на подделку, но и без тебя жить тоже не могу!..» Эти мысли мне внушила встреча со Светой и Сашей, молодыми мужем и женой, приехавшими в Ставрополь из Буденновского района. Света работает на двух работах и учится в СГУ на факультете психологии, Саша временно устроился в каком-то торговом комплексе. Три с половиной тысячи рублей они платят за квартиру, остальное тратится на весьма скромное питание. денег на жизнь не хватает, но испытания они приняли как условие своего счастья. «Я так люблю Сашу, - говорит Света, красивая, кстати, девушка, - что ни о чем больше не думаю: ни о деньгах, ни о богатстве, только бы он и его любовь...» В сущности, эти молодые люди с их гипнотической верой в свое чувство очень сильны и уже потому современны.
Но их пример, и это скажет, пожалуй, любой, - все-таки исключение из правил. А «правило» отражено в отрезвляющей статистике, цифры которой буквально взывают к совести и душе.
Ладно, не будем долго о разводах, все слышали, что каждый второй брак распадается. Судите сами: за шесть месяцев 2006 года в Ставропольском крае состоялось 7149 браков и 4960 разводов. Но где любовь, там и дети. И... убийство зачатых детей. В 2005 году в нашем крае количество абортов составило 27230. Эта цифра превышает потери наших войск в афганской войне, длившейся, между прочим, не один год. А общая численность неродившихся в России детей за 2004 год обозначается уже запредельными данными - 1797600: население небольшого государства. Правда, есть тенденция к снижению, поскольку в 2000 году было прервано 2000138 жизней. Речь идет о невидимой войне на невидимом фронте, объявленной женщинами России своей стране и своим детям, но по их ли только вине?
Профессионалы, занимающиеся рыночной идеологией, говорят: «Нужна всеобщая смена образцов, вот тогда все встанет на свои места. То, что сейчас кажется отвратительным, гадким, пошлым, будут воспринимать как культурную норму и успокоятся...». Что ж, образцы вот уже лет 15 как действительно сменили, только мало кто успокоился, даже те, для кого культурное разложение - прибыльный товар. Не случайно же телевизионные магнаты не только в России, но и в мире (факт, изученный на Западе) не разрешают собственным детям смотреть собственное ТВ.
Да, образцы переменить можно, а вот правду? А правда заключается в том, что в женщине самой ее женской сутью заложены золотые крупинки нравственного и идеального. Любовь, женщина, семья, дети, культура - явление одного внутреннего порядка. Если все наши новые проекты и нерешенные демографические проблемы пролетают мимо правды, ничего опять не получится. Пока культура, читай – духовность, не станет самым главным национальным проектом России, мы будем находиться в состоянии культурной партизанской войны, в ситуации непрекращающегося культурного шока.
Да и как ему не быть, если в одночасье целый народ из героев Николая Островского («...чтобы не было мучительно больно...») превратился в героев другого Островского, только теперь - Александра. «Что такое жалость, - признается в «Бесприданнице» цинично-ироничный Паратов, - этого я не знаю. У меня ничего заветного нет. Найду выгоду, так все и продам, что угодно...». А как заканчивается эта драма XIX века, помните? Бесприданница Лариса, девушка нравственная и правдивая, принимает роковое для себя решение «стать очень дорогой вещью». Смерть избавляет ее от унизительного выбора. Поруганная любовь, деньги, выстрелы, расплата, кровь... А вот это нам, увы, понятно. Это уже наш XXI век.