00:00, 24 мая 2006 года

Китай на проспекте Победы

Бело-голубые, обтекаемые, с огромным лобовым стеклом и маленькими колесиками, эти автобусы издалека кажутся экзотической игрушкой. Вот дверь складывается гармошкой, вхожу в салон – и ощущение диковинки только возрастает: ярко-голубые пластиковые сиденья с прорезями для руки и такого же цвета вентиляционный люк, ярко-желтые поручни, ярко-красные китайские иероглифы.

- Вы будете первым пассажиром этого автобуса, - говорит директор автоколонны Шамиль Касымов, усаживаясь на место водителя.

Заурчал американский дизель – мощный, в 140 лошадиных сил, но отвечающий самому жесткому экологическому стандарту «Евро-2», и «Дон Фенх» покатил по бетонной площадке, ловко объезжая стоящие там грузовики.

Автобус невелик, рассчитан всего на 40 пассажиров. Но салон весьма просторен, а огромные стекла придают ему еще больше «воздуха». Кресла – «антивандальные»: пластик достаточно жесткий, чтобы противостоять любителям поковырять сиденье перочинным ножичком, но и достаточно упругий, чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно. И в управлении, как утверждает Шамиль Касымов, китайские автобусы весьма удобны. А уж он-то какую только технику не опробовал за три десятка лет работы в автохозяйствах...

Всякий, кто в последние годы приезжал в Кисловодск по делам или на отдых, непременно обращал внимание на небольшие, весьма маневренные и при этом очень удобные автобусы, которые наряду с «газелями» обслуживают городские маршруты. Эти пассажирские «мерседесы» собраны в Узбекистане из турецких и итальянских комплектующих. Из российских городов, помимо Кисловодска, такие автобусы есть только в Санкт-Петербурге.

Шамиль Касымов одним из первых на Кавминводах начал широко использовать для обслуживания городских маршрутов маловместительные, не очень удобные, но дешевые россий-ские «газели». Он же одним из первых понял, что это тупиковый путь. Особенно, если организацией перевозок в городе занимаются не слишком сведущие люди.

Чтобы не быть голословным, Шамиль Солтанович предложил проехать по нескольким маршрутам. Для начала завернул на конечную остановку маршрута № 17 возле Крестовоздвижен-ской церкви. Там уже стояли в очереди пять «газелей», и шестая подъехала сразу вслед за нами. Как объяснил директор, изначально этот маршрут обслуживали 11 маршруток автоколонны и вполне справлялись. Но затем администрация города дала разрешение частным перевозчикам добавить на маршрут еще пять «газелей». Но ведь количество пассажиров не изменилось, уменьшать интервал между рейсами бессмысленно. В результате – вечные очереди маршруток на конечных остановках.

Едем дальше. Остановка «Центральный рынок» – самая обычная, транзитная. То есть дольше чем на минуту-две здесь никто не задерживается: пассажиров высадил, посадил – и поехал. Так вот: на наших глазах у Центрального рынка одновременно остановились 12 «газелей». Некоторым приходилось становиться во второй, в третий ряд. И это здесь обычное явление. О каком комфорте для пассажиров, о какой безопасности движения можно говорить в таких условиях?..

Узкие извилистые улочки Кисловодска едва справляются с потоком автотранспорта. Его значительную часть составляют маршрутные «газели». Но самое интересное, что при таком избытке маршруток в часы пик люди не всегда могут уехать. Вот где проявляется радикальная разница между автобусом и микроавтобусом. В узбекском «мерседесе» можно и стоя ехать вполне комфортно; при этом его вместимость увеличивается вдвое. А в «газели» 13 сидячих мест заняли, еще один-два пассажира, скрючившись, притулились на ступеньке у двери – и все...

На некоторых маршрутах, где очень мало пассажиров или улочки уж слишком узки и извилисты, «газели» вполне умест-ны. Но все же основу пасса-жирского транспорта в городе должны составлять автобусы средней вместимости. Таким образом, можно уменьшить количество машин на дорогах и улучшить качество обслуживания. Директор автоколонны

№ 1721, на долю которой приходится более половины пассажирских перевозок в Кисловодске, это четко уяснил и вот уже более пяти лет проводит новую политику. Поначалу поставил было на маршруты российские «бычки» и ПАЗы, затем с помощью инвестиционного кредита правительства края закупил два десятка узбекских «мерседесов».

Но меняются времена, строже становятся экологические требования. Установленный на узбекских «мерседесах» двигатель отвечает нормативу

«Евро – 0», что сейчас уже недостаточно. Узбекские автомобилестроители готовы комплектовать автобус новыми двигателями, которые соответствуют нормативу «Евро – 2». Но при этом стоимость машины возрастает почти вдвое, достигает 45 – 50 тысяч долларов, а это Кисловодской автоколонне не по карману...

Что касается отечественного автомобилестроения, то оно едва дышит, за прошлый год на всю огромную Россию собрали всего 78 тысяч автобусов и микроавтобусов, из которых 30 тысяч – это все те же «газели». Вот и пришлось Шамилю Касымову присмотреться к китай-скому рынку. В прошлом году наш восточный сосед вышел на второе, после США, место в мире по количеству собранных автомобилей. Вот и автобусов китайцы в прошлом году выпустили почти в двадцать раз больше, чем россияне. Среди них есть вполне приличные по качеству и приемлемые по цене.

Такие, например, как «Дон Фенх», которые скоро вырулят из ворот автоколонны № 1721, по новому мосту переедут через Подкумок и по проспекту Победы отправятся в свой первый рейс по городу солнца и нарзана.