Человек-театр
Вот уже почти десять лет как известен в краевом центре муниципальный камерный театр Галины Близно. За эти годы довелось в силу ряда причин сменить несколько сценических площадок, но даже при фактическом отсутствии постоянной крыши над головой театр прочно занял свою нишу в культуре, остается единственным в своем роде и, без преувеличения, уникальным формированием. Хотя имя его создателя и бессменного руководителя Галины Близно было и ранее известно ставропольской публике, прежде всего той, которая бывала на концертах в краевой филармонии.
Там актриса проработала достаточно долго, пока не созрело в ней решение перейти в иную плоскость сценического существования – театральную.
Так родилась идея создания театра? Конечно же, в один день такие идеи не рождаются, они – вызревают. Галина после более чем десятилетней работы в филармонии, уже будучи закаленным сценой мастером художественного слова, в конце 80-х по доброй традиции русских провинциальных интеллигентов отправилась в Москву и Питер. Хотелось подняться на какую-то новую творческую ступеньку, и слово «театр» где-то там в подсознании вспыхивало неожиданно яркими и дерзкими мечтаниями. Поступила на театроведческий факультет, заранее планируя позднее перейти на режиссерский. Полученные в столице искомые знания и впечатления не могли не зародить в ней новых задумок. А общение с такими же студентами-заочниками, но уже достаточно успешными, представляющими культуру своих городов, только укрепило Близно в желании обрести собственное место под солнцем Мельпомены.
Да, давалось это нелегко, но выручала прежняя филармоническая закалка. Ведь в ее багаже была не одна сольная программа, были гастроли по Адыгее, Кавминводам, Югу России.
- Еще тогда в Москве мне говорили – вам режиссер не нужен, - вспоминает Галина. - Хотя над программой о Марине Цветаевой мы работали с Рубеном Вартапетовым, начальником чтецкого отдела (был такой!) Московской госфилармонии. Он режиссер поколения Попова, Симонова, хорошей старой школы, но с выраженным современным мышлением. Опыт взаимоотношений с художественным словом, который я у него получила, потом использовала, работая в Ставрополе над программами и спектаклями, эта линия не только не устаревала, но со временем обретала новую актуальность. Позже я убедилась в этом, стажируясь в театре Романа Виктюка.
Есть такое понятие – герой-одиночка. Обозначает сугубо самостоятельную личность, действующую независимо и самоотверженно. К Галине Близно это определение подходит как нельзя лучше. Сама отважилась на «одиночное плавание». Сама выбрала в качестве руководителей для стажировки в столицах директора Большого концертного зала «Октябрьский» в Санкт-Петербурге Эмму Лавринович, худрука театра «Рок-опера» там же Владимира Подгородинского и Романа Виктюка в Москве. И все трое дали согласие! Между тем на дворе было очень сложное время для страны. Деньги девальвировались чуть ли не каждый месяц… Три года подряд, собирая любые крошечные средства, используя любую возможность, она ездила на занятия к Виктюку.
- Романа Григорьевича я застала в пору расцвета. И борьбы. Это сейчас его авторитет непререкаем, заслуги очевидны, и никто их под вопрос не ставит. А тогда вокруг его экспериментов кипели такие страсти!
Галина вспоминает, с каким упоением отсматривала репетиции маэстро, наблюдала его работу с актерами. То была школа, после которой учиться больше нечему – только работай. Да, она далеко не во всем согласна с учителем, его определенными нравственными установками. Но кто же спорит с профессионализмом?! А эстетика спектакля Виктюка – идеальна по форме. В 80-е это был и принципиально новый интеллектуальный театр, и первая частная антреприза в современной России.
Театр Г. Близно сегодня имеет свое лицо. Связанное прежде всего с хорошей литературой: среди авторов – Чехов, Бабель, Твардовский… Сказались «филармонические корни» Галины, всегда тяготевшей к Слову. Теперь она стала облекать слово – в Образ. Разумеется, из филармонии пришлось уйти. Отчасти от переживавшейся тогда коллективом кадровой чехарды, но более всего от того, что не было там специальной – малой – площадки. Очень логично поступила жизнь в лице Ставропольского краеведческого музея, приютившего Близно не где-нибудь, а в своем филиале, именовавшемся Литературным музеем. Там Галина показала свою «Айседору Дункан», сделанную под руководством Виктюка. О ней заговорили как о явлении на нашем театральном поле. Правда, площадку пришлось потом сменить, так как здание закрыли на капремонт. «Сны Франциско Гойи» репетировала уже во Дворце культуры, еще имевшем приставку «профсоюзов». В ту пору, и это многие помнят, ДКиСП работал активно и независимо, его руководители приветствовали энтузиастов, не боялись новых идей. Хотя и там никакая манна небесная на голову не сыпалась. Год Галина не получала ни одной дотационной копейки, искала спонсоров и строила Малую сцену, в то время единственную в городе. Так с тех пор и продолжает быть сама себе и постановщик, и добытчик, и актриса… И начальник, и работник сразу.
При этом оставаясь в постоянном поиске, умудряясь находить такие разные темы и таких разных, неординарных героев. За многозначной Дункан последовала восхитительная Изабелла Юрьева. Явно прослеживается интерес к творческим личностям, не так ли? Все они – яркие характеры, их имена привлекают, будоражат внимание публики. Галине всегда помогает творческое чутье, острое ощущение материала, который «произведет впечатление». А в широком кругу ее друзей в сфере литературы, культуры нередко темы приходят по их советам. «Гамлет» вообще возник из анекдота. В очередной сложный период кто-то сыронизировал на знаменитой фразе «Быть или не быть» применимо к театру Близно. Так из шутки проклюнулась оригинальная постановка. Напомню: Галина сыграла принца Датского, а остальные – женские – роли исполняли актеры-мужчины. Причем, если бы не кое-какие административные препоны (без них у нас никак не обходится!), Ставрополь этой постановкой мог опередить даже Москву, там в это время японский режиссер поставил короля Лира с мужчинами в женских ролях. Ну а у нас случались и грустные анекдоты уже после выхода «Гамлета»: молодых актеров, занятых в спектакле, стали преследовать за «неправильные» роли, подозревая в… нездоровой ориентации! А как же тогда мэтры Калягин, Табаков и другие, замечательно сыгравшие женские образы? Как быть с историей театра вообще, начинавшегося тысячи лет назад исключительно мужчинами? Женщин тогда к сцене не допускали…
К счастью, публика у Близно – в основном люди образованные, и если не все интеллектуалы, то уж мыслящие – непременно. Ибо у Галины яркие эмоции, сюжет, внешние эффекты служат «одеждой» прежде всего Мысли. Этот сплав дает удовлетворение всем – и зрителю, и актерам.
Хотя сама Галина, вздыхая, констатирует наличие в Ставрополе достаточно жестко распределенного рынка культурных услуг, мне все же думается, что на ее «поле» конкурентов у нее нет. Не видно что-то пока иных «сумасшедших», готовых превратить себя в Человек-театр. Только она способна запросто отодвинуть приглашение поклонника (причем весьма «ценного») ради решения сиюминутной маленькой проблемы театра, вместо романтичного рандеву отправляясь в очередной «боевой поход» в коридоры власти… Ей порой говорят: твое место никто не в состоянии занять, потому что никто с этим возом не справится! Очень тяжелый труд. Сопровождаемый к тому же «невероятным сопротивлением в административных кругах», как называет это Галина. И не о бюрократической волоките речь. Некоторые ответственные лица периодически всерьез спрашивают: а зачем такой театр городу? Наша публика, дескать, еще не доросла до него, вот, может быть, лет через двадцать… Интересно, как господа чиновники это все рассчитали за нас с вами – что нам можно, а чего нельзя? К счастью, есть во власти и другие люди, принявшие несколько лет назад решение о муниципальном статусе Театра Г. Близно. А возможность выйти к публике в последнее время дает, например, краевой Литературный центр, ставший добрым пристанищем для многих творческих людей Ставрополя. Здесь недавно с блеском прошла премьера постановки Г. Близно по мотивам «Василия Тёркина».
Поскольку о чиновниках рассуждать и не хочется, и бессмысленно, перевожу нашу беседу на творческие планы. Каковы оные у Театра Близно?
- Мучаемся! – жизнерадостно смеется Галина.
Что ж, в творческих муках и рождается настоящее искусство… В планах театра постановка «Птицы Феникс» отечественного драматурга Н. Коляды, автора, имеющего уже сегодня мировое признание, его пьесы идут в десятках ведущих театров разных стран.
- Пьеса изумительна тем, что имеет множество смысловых пластов, будучи при этом невероятно смешной комедией, - рассказывает Галина. - История об актерах, нанятых веселить сынишку нового русского на дне его рождения. Эдакая веселая история, разыгрываемая в ситуации унижения достоинства творческой личности. Юмор, как всегда у Коляды, то белый, то черный. И все – про нашу жизнь нынешнюю, про воцарившуюся ориентированность получить деньги любой ценой. Собственно, речь, по большому счету, о культуре, которая пребывает в ситуации бездомности, бесприютности, бомжевания… Уж мне-то это хорошо знакомо!
Да и не только культура, добавлю, многие достойные профессионалы не востребованы и не оценены в должной мере. Все мы хотим заработать много денег, бьемся, сжигаем жизнь, не имея в итоге ни денег, ни удовлетворения. Но ведь у нас есть театр – прибежище души. Уже неплохо.
Интересно, а у самой Галины, кроме театра, на что-нибудь другое в жизни остается время и желание? Впрочем, зная ее не первый год, предвидела ответ:
- Да ни на что! Представить себя вне сцены не могу.
- И никакого хобби?
- Это вышивать, что ли?.. Да я даже готовить не умею! Однажды поймала себя на мысли: была ли у меня личная жизнь? Не было. Это плохо, наверное. Надо себя немножко любить, да?
Встретив ее в городе, любой, даже незнакомый скажет – артистка. Всегда элегантна, и на сцене, и в жизни. Но, оказывается, костюмера со швеей у нее тоже нет. Все придумывает сама, обходясь минимальными средствами. Правду говорят: талантливый человек талантлив во всем!
Недавно Галина отметила юбилей. Точнее, отмечали ее многочисленные друзья и поклонники. В зале Литературного центра яблоку негде было упасть. Виновница торжества, благосклонно принимая комплименты, приглядывалась к сцене и размышляла, удастся ли поставить «Птицу Феникс» на такой явно неприспособленной площадке?.. Впрочем, ей – удастся!