Вода: сквозь бумаги и овраги
- И началась поэтапная реорганизация «Ставрополькрайводоканала», - рассказывает первый заместитель министра ЖКХ, строительства и архитектуры Ставропольского края Юрий Вишневский. - Причем скоро стало ясно, что во всех без исключения районах края поселения являются финансово неустойчивыми, что большинству из них слабое экономическое положение не позволило выполнить даже самые первые условия для начала самостоятельной работы - регистрацию предприятия и открытие расчетного счета (только после означенных процедур возможна работа абонентского отдела с населением). Однако главы районных муниципальных администраций, причем в большинстве своем те, у которых скоро должны были проходить выборные кампании, непреклонно требовали одного: «Отдайте нам в район имущество, и все!».
И в конце июля 2005 года правительство края издает распоряжение о безвозмездной передаче имущества филиалов ГУПа из государственной собственности Ставрополья в собственность муниципальных образований. И снова неутешительный показатель: 80% муниципалитетов категорически отказались от приема имущества, мотивировав это тем, что, исходя из нового закона, возмещение убытков от содержания объектов водопроводно-канализационного хозяйства будет зависеть от их бюджета. А денег-то как раз и нет.
- Например, глава администрации города Новоалександровска взял на себя ответственность и принял Новоалександровский «Межрайводоканал», - говорит Ю. Вишневский. - И теперь цена на стоки для новоалександровцев составляет 16,98 рубля, меж тем как единый тариф у ГУП «Ставрополькрайводоканал» – 8 руб. 92 коп. Ясно, что финансово неустойчивые отдельные предприятия (даже на уровне района) без необходимых денежных вложений водоснабжение не улучшат и уж тем более рост тарифов не остановят. Между тем единое финансово-правовое пространство «Ставрополькрайводоканала» позволяет перераспределять затраты между филиалами, поэтому плата за питьевую воду для всех жителей края с середины января 2006 года по-прежнему одинакова - 17 руб. 78 коп. за один кубометр (с учетом 100-процентной оплаты коммунальных услуг).
В целом же в минувшем году «Ставрополькрайводоканал» передал имущество систем водоснабжения и водоотведения 21 муниципальному образованию в Советском, Шпаковском, Новоалександровском, Петровском, Красногвардейском и Кочубеевском районах. Сегодня факты говорят за себя сами - отрывать муниципальные образования от единой финансовой структуры «Ставрополькрайводоканал» было преждевременно. Закон о самоуправлении дает властям на местах большие права, но, к сожалению, не предусматривает механизма ответственности.
По словам Ю. Вишневского, в декабре стало очевидно, что крепкая, независимая, готовая отвечать за свои сегодняшние и завтрашние шаги муниципальная власть пока еще не сформировалась. Руководство свыше 50 муниципальных образований даже направило обращения в адрес губернатора с просьбой сохранить единую структуру ГУПа. Именно поэтому муниципалитетам было дано право до первого января 2006 года вернуть имущество в госсобственность с последующей передачей на баланс «Ставрополькрайводоканала».
- Но Шпаковская районная администрация решила самостоятельно заниматься вопросами водоснабжения и водоотведения для своего населения, - говорит Ю. Вишневский. - А сегодня с образовавшимися огромными долгами они вдруг решили его снова вернуть. Невыгодно и хлопотно. По экономическим расчетам ООО Шпаковского «Райводоканала», убытки, связанные с эксплуатацией имущества объектов водоснабжения и водоотведения, составят для них 73,3 миллиона рублей в год. Да, не зря говорят: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Понятно, что, если вернуть имущество в государственную собственность, убытки тяжким бременем лягут на плечи «Ставрополькрайводоканала». Из тупиковой ситуации есть только один справедливый выход, на котором министерство ЖКХ настаивает: все свои долги Шпаковский «Райводоканал» должен компенсировать сам и при помощи муниципалов. Справедливости ради Шпаковская районная администрация, являющаяся организатором создания ООО Шпаковский «Райводоканал», также должна нести ответственность за свои скоропалительные экономически необоснованные действия. Сегодня для выхода из сложившегося трудного положения в Шпаковском районе им необходимо или поднять тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения, чтобы ООО Шпаковский «Райводоканал» было платеже-способным и не обанкротилось, или ходатайствовать перед правительством края о выделении необходимых денег. Другого пути нет. Реформы необходимо начинать с экономики. На сегодняшний день «Ставрополькрайводоканал» является устойчиво работающей структурой, и необходимо поддерживать ее финансово-экономическую стабильность, а не разрушать, потому что от этого зависит водоснабжение населения не одного отдельно взятого района, а региона в целом.