Гранты на... зависть?
25 апреля в Ставрополе откроется краевой конкурс «Учитель года-2006». В нем будут участвовать 38 педагогов из городов и районов Ставрополья. Впервые, кроме учителей общеобразовательных школ, в конкурсе примут участие три преподавателя начального профессионального образования.
Нужно отметить, что в этот раз на педагогическом марафоне в Ставрополе соберутся профессионально зрелые люди: средний рабочий стаж участников - 15 лет. Самой юной учительницей оказалась филолог Юлия Карацева из СШ № 14 поселка Пятигорский Предгорного района - она проработала в школе пока только четыре года. А самая умудренная - Любовь Бутенко из лицея № 14 Ставрополя, которая преподает русский язык и литературу уже 31 год. Наиболее многочисленной будет на конкурсе физико-математическая секция - 11 человек. Преподавателей физкультуры и музыки - по два, географ один. Кроме того, за звание лучшего педагога края приедут бороться учителя начальных классов, иностранных языков, истории.
Две недели конкурсанты занимались с учеными и методистами Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования: идут мастер-классы, лекции, практические занятия, встречи с лауреатами прошлых лет. Мы побывали на деловой игре, которую проводила директор ставропольской СШ № 42 Елена Букша, сама в прошлом победительница краевого тура. Разделив участников на три группы, она предложила каждой подготовить и провести двадцатиминутный урок. Времени на подготовку было очень мало, а тема предложена весьма непростая: «Мир пошатнулся, и скверней всего, что я рожден, чтоб расшатать его» (Микеланжело). Тем не менее учителя с заданием справились. Мы увидели тематические уроки физики, обществознания и интегрированное занятие, вобравшее в себя основы биологии, математики, литературы, философии. Было интересно.
После занятий я попросила конкурсантов, а точнее - конкурсанток (мужчины в «Учителе года-2006», увы, не участвуют) ответить на вопросы анкеты, касающейся одного из направлений национального проекта «Образование». Кому как не лучшим представителям учительства Ставрополья высказаться по этому поводу. Ни в коем случае не претендуя на репрезентативность опроса, думаю все же, что определенные тенденции в педагогической среде он отражает. На анкету анонимно отвечали 35 человек. Ответы могли быть краткими или развернутыми.
На первый вопрос «Считаете ли вы, что президентский грант для учителя и школы изменит положение учителей в обществе, повысит престиж профессии?», - «Нет, не считаю» ответили 28 человек (80 проц.). Некоторые привели доводы в поддержку своего мнения. Самый распространенный (42,8 проц.): нужна не разовая мера поощрения, а достойная зарплата всем работникам образования. 17,1 проц. считают, что положение учителя, получившего денежную награду, может ухудшиться из-за возникшей зависти в школе и в обществе. В пользу этого мнения свидетельствуют и ответы на вопрос «Считаете ли вы, что получение учителем гранта может стать яблоком раздора в школе?». «Да, считаю» ответили 91,4 проц. респондентов.
Интересные результаты получены при ответах на вопросы, которые были направлены на выявление отношения педагогов к участию общественности в конкурсном отборе. Как известно, одна из главных целей проекта «Образование» – это укрепление гражданского общества, его присутствие в жизни школы. Так вот, только половина опрошенных считает, что при конкурсном отборе претендентов на гранты нужно учитывать мнение родителей и учеников. Впрочем, 11,4 проц. оговариваются, что мнение это не должно быть главенствующим, поскольку дети и родители объективно судить о работе педагога не могут. Участникам опроса было предложено ответить и на вопрос: «Знаете ли вы, какие общественные и гражданские организации в крае будут участвовать в экспертном отборе лучших школ и лучших учителей?». «Нет, не знаю» сказали 68,5 проц. из них. При этом 17,1 проц. к общественным организациям причислили министерство образования края и СКИПКРО. Вряд ли педагоги не ведают, что эти структуры являются государственными . Думается, что слова «общественные» и «гражданские» просто выпали из их внимания. И это тоже говорит о многом: связь образования с общественностью еще очень слаба, что, впрочем, отражает состояние России в целом.
И, наконец, последний вопрос анкеты: «На что бы вы потратили сто тысяч рублей гранта?». Продолжил бы на эти деньги самообразование каждый третий опрошенный (под самообразованием конкурсанты подразумевают написание и защиту кандидатской диссертации, покупку профессиональной литературы, наглядных пособий, подписку на газеты и журналы). Поехать куда-либо учиться не захотел никто. На высшее образование своих детей готов потратить эту сумму каждый четвертый. Еще треть - на улучшение жилищных условий. Вспомнили также об отдыхе, помощи родным, знакомым. Был, впрочем, и такой ответ: «Учителю все равно достанется мизер из этих 100 тысяч».
Ранее наша газета публиковала круглый стол директоров школ Ставрополя, которые размышляли над теми же положениями национального проекта. Одно из высказываний было следующим: мы только начинаем, если проект продолжится и в последующие годы, то все станет на свои места. Возможно, так и случится. А всем будущим участницам краевого конкурса «Учитель года-2006» - удачи!