00:00, 3 февраля 2006 года

Водораздел

Но это только на первый взгляд: синоптики после нынешнего кратковременного потепления пугают возвращением в начале февраля лютых морозов, которые, дескать, ненамного будут отличаться от крещенских. А директор Сенгилеевского межрайонного «Водоканала» (филиала ФГУП «Крайводоканал», на чьем участке и произошло замерзание труб) Александр Деревянко утверждает, что гарантий того, что критическая ситуация на водоводе при резком понижении температуры не повторится, не может дать никто. В этой связи уместно сделать экскурс в отдаленное и совсем не далекое прошлое.

По словам А. Деревянко, шестикилометровый водовод диаметром более трехсот миллиметров был построен без учета возможного температурного минимума. Проложенный по поверхности, изолированный тонкой пленкой, предохраняющей от коррозии, но отнюдь не от холодов, он исправно функционировал в течение семи с лишним лет. 25 января нынешнего года почти тридцатиградусный мороз и сильный боковой ветер сделали свое дело: на участке в восемьсот с лишним метров, где давление воды не превышает двух атмосфер, водовод замерз. Чтобы оттаять его, пришлось сжечь множество старых автомобильных шин, собранных в окрестных сельхозпредприятих, на вулканизационных и иных пунктах. Слава богу, в отличие от Светлограда, аварию удалось ликвидировать довольно быстро.

У главы администрации Шпаковского муниципального района Михаила Шевченко свое видение проблемы. По его мнению, одна из причин нарушения водоснабжения в станицах Новомарьевской и Филимоновской - весьма своеобразный раздел ранее единого Шпаковского «Водоканала» после вступления в силу закона о муниципальной реформе. Насосная станция с шестикилометровым водоводом («вершки») осталась в ведении «Крайводоканала», а «корешки» – пятнадцатикилометровые не везде заглубленные изношенные разводящие сети тридцатилетней давности – достались ООО «Шпаковский «Водоканал». Возглавляет это предприятие Владимир Зацепин. По сути, он и покупает воду у филиала «Крайводоканала», а затем перепродает ее потребителям. А у семи нянек, как известно, дитя без глаза.

Дело в том, что раньше «Крайводоканал», являясь по существу монополистом, имел возможность маневрировать силами и средствами. При необходимости, во избежание размораживания труб, мог себе в убыток сбросить воду из того же водовода, проходящего по крутому склону сенгилеевской горы. Но теперь положение изменилось, и вопрос стал «или», «или». Или покупатель обеспечивает безопасность, или продавец. А кому хочется живые деньги терять?

К чести руководителей двух предприятий, в критической ситуации и Зацепин, и Деревянко не опустились до взаимных упреков и поисков ответа на извечный российский вопрос: «Кто виноват?» Оперативно разобрались с неотложным: «Что делать?».

В трескучий мороз, под пронизывающим ветром четверо суток подряд бок о бок трудились представители краевого, районного и межрайонного «Водоканалов». Взаимные упреки оставили «на потом». Администрации Шпаковского и Изобильненского районов сумели организовать подвоз питьевой воды автоцистернами в Новомарьевскую и Филимоновскую…

Наверное, особо следует подчеркнуть, что администрация Шпаковского муниципального района и руководство ООО «Шпаковский райводоканал» не стали в позу: дескать, водовод ваш, вы и отвечайте. По подсчетам заместителя главы администрации по ЖКЖ Василия Гоголева, затраты муниципального райводоканала на ликвидацию последствий аварии составили более семидесяти тысяч рублей. «Сенгилеевский межрайводоканал» убытки пока еще подсчитывает.

Водовод проложен на крутом склоне, в зоне активных оползней. Обваловать землей или другими способами утеплить трубу практически невозможно. А. Деревянко утверждает, что сейчас проверены все задвижки, в случае резкого понижения температуры можно почти мгновенно спустить воду с угрожаемых участков. Есть, вроде бы, и устная договоренность между руководителями районного и межрайонного «Водоканалов», что в сильные морозы, минуя счетчик, на водоразделе будут сбрасывать воду, чтобы не допустить ее замерзания в трубах. Но водораздел есть водораздел: ведомства-то разные. Похоже, кардинальное решение проблемы возможно только на краевом уровне.

Но некоторые вопросы можно проработать и в масштабе населенных пунктов. К примеру, вода в Новомарьевскую и Филимоновскую доставлялась автоцистернами почти регулярно. В первую очередь, разумеется, к котельным, детсадам и другим объектам жизнеобеспечения. Рядовым жителям тоже хотелось ведерки набрать, однако удавалось это далеко не всем, на что один из граждан и пожаловался в «Ставропольскую правду». В чем тут дело?

Скорее всего в том, что большинство учений и тренировок по преодолению чрезвычайных ситуаций проводятся у нас формально, на бумаге. Граждан не оповещают, где и сколько времени будут находиться те самые автоцистерны. А то ведь до абсурда иногда доходит: привезенную за многие километры питьевую воду водитель (чтобы на обратном пути не замерзла) сливает в речку, а по улицам проезжает с такой скоростью, что люди даже с уже приготовленными ведрами не успевают за калитку выскочить…

Есть у ликвидированной аварии и экологический аспект. По данным из разных источников, во время оттаивания трубы было сожжено от двухсот пятидесяти до тысячи старых автомобильных покрышек. Легко представить, какой смог поднимался над злополучным водоводом. И этот черный дым не в космос улетел – осел на окрестных полях, на глади Егорлыкского водохранилища и Сенгилеевского озера, откуда мы пьем воду. В каких единицах оценивать нанесенный ущерб? И кто за это будет отвечать? Вопросы чисто риторические…

Зато вопрос о возможности повторной аварии по-прежнему стоит остро. Только вот старых автопокрышек для ее ликвидации уже не осталось. В Новомарьев-ской даже ограждение цветников, сооруженное из поношенных шин, из земли выдрали…