Музейное отдернув покрывало
Праздники, однако, схлынули. Побывав недавно в музее, я увидела там лишь редких посетителей. Оно, в общем, понятно: день был будничный, взрослые работали. А что же школьники, студенты и их преподаватели?.. В конце концов, эрмитажная выставка имеет ценность не только эстетическую, культурную, но и познавательную, знакомит с различными эпохами, фигурами императоров, полководцев, героев, реальных и вымышленных. На фоне ее экспонатов можно вести уроки истории, литературы, мировой художественной культуры, изобразительного искусства. Когда еще предоставится такая уникальная возможность! Более того, эти уроки и лекции готовы проводить музейные педагоги, искусствоведы. Накануне открытия вернисажа его афиши, проспекты, приглашения были разосланы краевым музеем изобразительных искусств во все отделы культуры, образования администраций районов и городов, в вузы края. Цена билета для учащегося – 25 рублей.
Откликнулись город Михайловск, поселок Рыздвяный, детский дом села Балахоновского Кочубеевского района, ставропольские школы № 16, 18, 24. Это пока все.
Увы и еще раз увы!
Тема эта не нова. Примерно год назад директор музея Зоя Белая рассказывала на страницах нашей газеты об идее создания абонемента для школьников, к чему должны были подключиться разные учреждения культуры. Планировалось, что дети будут посещать по абонементам художественные выставки, театральные спектакли, музыкальные вечера в филармонии и т.д.
Краевой изомузей первым довел идею до воплощения. Были отпечатаны билеты, разработана тематика лекций, экскурсий, уроков с учетом школьных программ. Хотите - занятие по Пушкину, Достоевскому, Горькому – пожалуйста: в фондах имеются подлинники работ известных русских художников-графиков, иллюстрировавших произведения писателей. Изучаются события Кавказской войны, история царского дома Романовых – есть богатейший материал. Совместно с Главным управлением природных ресурсов и окружающей среды по Ставропольскому краю разработана программа «Искусство и экология» - знакомство с жанром пейзажа, с работами художников-анималистов, прикладным искусством…
На территории музея создан отдельный детский комплекс: выставочно-лекционный зал, специализированные библиотека, видео- и слайдотека, методический кабинет, игровая комната. Можно даже порисовать и полепить – материалы предоставляются. А можно заказать лекцию и передвижную выставку прямо в школу.
Абонементом воспользовались тысяча школьников. Для Ставрополя и края – немного.
Размышляя над ситуацией, З. Белая пыталась рассмотреть ее с разных сторон. По ее мнению, в краевом центре вряд ли наберется более тысячи человек, которые интересуются изобразительным искусством и регулярно посещают вернисажи. Возможно, это они и привели своих детей посмотреть на Эрмитажную коллекцию в рождественские праздники. Но, может быть, любителей изящных искусств и во все времена немного. Другое дело, что раньше в школах работало гораздо больше учителей-энтузиастов, влюбленных в театр, музыку или живопись. Они-то ходили с детьми на спектакли и выставки. Сейчас, говорила Зоя Александровна, учителя ссылаются на маленькую зарплату, на падение престижа их профессии, которые энтузиазма им не добавляют. Изменилась и атмосфера города. Ведя своих учеников на экскурсию, педагог беспокоится за их безопасность, не все хотят нести такую ответственность. Играет роль материальная сторона дела. Привезти школьников в Ставрополь из района – это потратиться на бензин, подумать о питании…
Но суть в том, что интерес детей к посещению музеев падает во всем мире. На это жалуются в таких благополучных странах, как Швейцария, Германия, Франция. Ребенок, выросший в новое время, проводящий полдня за компьютером, совсем другой, чем его ровесники из предыдущих поколений. Для него слова о встрече с подлинным искусством – часто просто слова. У него иной мир ценностей. То, что взрослые не хотят этого понимать как говорится, их проблема. Впрочем, многие уже начали понимать. Перестраивает работу с детьми Государственный Русский музей. У него есть свой сайт, есть и компьютерная программа «Виртуальный музей». Компьютерами сейчас, можно сказать, напичканы его залы и фойе. Школьники с удовольствием присаживаются к технике и часами бродят по виртуальному музею. Им так привычнее. Но большинство потом идет в какой-либо понравившийся зал и смотрит подлинники.
Эту же программу внедряют у себя изобразительные музеи Саратова, Нижнего Новгорода, Калининграда, Екатеринбурга. Сотрудники Государственного Русского выезжают туда в командировки и оказывают специализированную помощь. Техника приобретается за счет бюджетов субъектов Федерации. И это, конечно, главная закавыка. Ставропольские работники культуры и искусства уже давно предлагают принять целевую программу, условно называемую «Дети и культура», причем как на федеральном, так и на краевом уровнях. Там, по мнению Зои Белой, можно было бы предусмотреть средства на компьютеризацию музеев. Сделали же это для библиотек: теперь даже в районах они прилично оснащены и не потеряли молодых читателей. Правда, говорят, произошло это , когда пост министра культуры РФ занимал бывший директор библиотеки.
Мне кажется, что идея заслуживает внимания. Работать в ХХI веке по старинке, наверное, уже не могут даже люди, являющиеся хранителями исторической и культурной памяти.
Вот только не пришлось бы ждать, когда федеральное министерство культуры возглавит бывший директор музея…

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
