Битва за Лунинград
Ваш кандидат – а в прошлом он лабазник – Вам иногда устраивает праздник. И не безлики вы, и вы - не тени, Коль надо бросить в урны бюллетени. Владимир Высоцкий, «Баллада о маленьком человеке».
Следует заметить, что глава администрации Шпаковского муниципального района А. Белокопыт, проиграв с существенным разрывом, занял в этих выборах второе место, уступив пальму первенства действующему главе Михайловска Александру Лунину, который бессменно руководит исполнительной властью города (а еще раньше с. Шпаковского) лет пятнадцать. В общем, настолько давно, что шутники даже прозвали райцентр Лунинградом. Говорят, мэр не в обиде.
Отдельный вопрос, зачем А. Белокопыту, руководителю исполнительной власти целого района, понадобилось кресло мэра Михайловска – вроде нижестоящее в чиновничьей иерархии. На самом деле, на уровне муниципальных образований (а Михайловск, кстати, небедный в плане налогов 64-тысячный городок) сегодня сосредоточены реальные рычаги власти: деньги, собственность, земля. А вот бюджет муниципального района – это, по сути, лишь ведомость на получение зарплаты. Деятельному человеку, каковым считает себя А. Белокопыт, развернуться тут особенно негде. (Для справки: он – полковник милиции, работал в госаппарате). К тому же главой администрации Шпаковского муниципального района он был назначен депутатами по контракту на год. Мы не ставим перед собой цель проанализировать, что удалось сделать в районе вчерашнему полковнику, но думается, что в принципе можно было без особых проблем сохранить за собой место и на следующий срок и лет через пять, поварившись в местном котле, идти на «Лунин-град». А. Белокопыт решил форсировать события, тем паче, что к осени стало очевидно: не пришелся он по душе районному двору – не мог спрятать гордость, стал гонять почем зря чиновников и вдобавок рассорился с главой представительной власти района В. Кулинцевым. Впрочем, многие предрекали такой результат: в одной берлоге два медведя, как известно, не живут. В районе должен быть один лидер, и В. Кулинцев эту позицию не собирался уступать никому, и потому, наверное, с облегчением воспринял весть о желании А. Белокопыта баллотироваться в мэры Михайловска.
Будучи человеком образованным (за плечами два высших образования и кандидатская диссертация), А. Белокопыт, набрав в команду «высоколобых» помощников, без труда выявил «болевые точки» Михайловска. Из листовок и публикаций этого кандидата горожане узнали, что живут они плохо, потому что их мэр слаб в вопросах управления хозяйством, развития экономики и привлечения инвестиций. И – конкретные примеры. (Выскажу личную точку зрения: судя по весьма скромным результатам многолетней деятельности А. Лунина, судьба действительно могла бы послать михайловцам и лучшего мэра, но, как говорится, что выросло – то выросло. – А.В.)
Сегодня, анализируя результаты поражения, А. Белокопыт, наверное, удивляется: как же так, он пытался раскрыть людям глаза, предлагал рецепты лучшей жизни, а они предпочли старое болото!
Да, старое, но, заметим, ставшее родным. По этому поводу у Ф. Ницше в труде «Так говорил Заратустра» есть одно любопытное выражение, которое я приведу, хотя и не дословно: они так долго жили в болоте, что превратились в лягушек. Заметим, что не только большинство «простых» избирателей встали на сторону «старого коня» А. Лунина, простив ему даже известный скандал с чужим орденом Красной Звезды. Его поддержали нужные люди из чиновничье-депутатской гвардии, в т.ч. из Ставрополя, и, самое главное, - бизнес, без денег которого избирательную кашу не заваришь…
Кампания по выборам мэра Михайловска изобиловала черными пиар-технологиями. Особенно взбесила А. Белокопыта «акция» супротивников, проведенная накануне выборов: на памятнике Ленину и комплексе «Вечный огонь» появились жирные надписи, призывающие голосовать за него. Тут же прибыла бригада телевизионщиков делать сюжетец о кощунстве. А народ у нас в массе простой – не каждый подумает о кознях конкурентов, тут примитивная одноходовка: этот Белокопыт совсем зажрался и с катушек слетел – поганит святое. Хотя напомним – год назад первое его распоряжение на посту главы района гласило о том, чтобы пустить газ к «Вечному огню». (Уже после выборов А. Белокопыт предложил конкурентам «покаяться» и пройти вместе с ним проверку на детекторе лжи. Никто не откликнулся).
В череде взаимных обвинений в нарушении избирательного законодательства был один весьма подозрительный эпизод, напрямую не касающийся кандидатов. Претензии были предъявлены горизбиркому, заказавшему две партии бюллетеней. Первую – для выборов депутатов гордумы – в Шпаковской типографии, а вторую – «мэрскую» - аж в Краснодаре. Забирать бюллетени отправили члена избиркома В. Клеша. Причем одного. А. Белокопыт через доверенных лиц подал жалобу в суд: мол, директор типографии не уничтожил матрицу в присутствии В. Клеша, а лишь дал обязательство ее уничтожить, не указав времени. Да и то, что горизбиркомовец был один – несомненное нарушение. Кстати, когда уже в Михайловске бюллетени стали пересчитывать, 17 оказались бракованными, а 78 штук не хватило, что также подлило масла в огонь и заронило сомнение: добросовестно ли В. Клеша выполнил в Краснодаре свои обязанности? Ведь если развивать плохие мысли дальше, то можно предположить, что в Михайловск были привезены лишние пачки с «левыми» бюллетенями… Суд же не установил в этой истории «причинения вреда правам и законным интересам граждан», а также кандидатам в мэры. Правда, этот же суд указал, цитирую, что «в действиях избирательной комиссии имеется нарушение в процедуре получения бюллетеней…». Если перевести все это на язык родных берез, нарушение есть, а вреда нет. Нарушение, по мнению шпаковской Фемиды, носит «технический характер» и не влияет на легитимность привезенных бюллетеней. С таким выводом не согласилась прокуратура, направив кассационное представление об отмене решения в краевой суд. Его заседание состоялось уже после выборов, но вердикт был неутешителен для А. Белокопыта: решение райсуда осталось в силе. Неудачной была и вторая попытка. Воздержусь от дальнейших комментариев, тем более что вопрос этот еще не закрыт.
Гораздо интереснее, с точки зрения стороннего наблюдателя, анализировать методы ведения избирательной кампании, завершившейся в Михайловске. С одной стороны - А. Белокопыт с умными речами о том, как жить лучше, а с другой - А. Лунин, умудренный долгим сидением в мэрском кресле и потому не давший втянуть себя в заведомо проигрышную полемику. Он взял на вооружение старый как мир метод «пряника», хорошо освоив образ «рубахи-парня», который, может, и не пишет диссертаций, но завсегда бедной старушке последние 100 рублей из кармана вытащит. А для бабушки мешок муки, полученный как знак внимания от мэра, стоит гораздо большего, чем, например, утонувший в грязи автомобиль, свидетельствующий об отвратительном состоянии многих городских улиц. Вонючая стихийная свалка «весит» меньше, чем килограмм меда, а отсутствие в городе бани можно компенсировать чайником. А какая мать первоклассника, получившего к школе от дяди Саши Лунина богатый канцелярский набор, не отдаст голос за мэра? Ну и что, если на улице нет фонарей…
«Пряничная» схема проста и эксплуатируется на Руси уже не одним мэрско-депутатским поколением, которые на этот случай имеют различные фонды, куда сливаются деньги от спонсоров и благотворителей, знающих, что их труд потом окупится сторицей. Проблема только в том, как обойти строгое законодательство (дабы не уличили в подкупе избирателей), поэтому подвоз мешков-пакетов, ремонт заборов и прочая забота не афишируются. И сама пряничная акция начинается заранее.
Однако вернемся к выборам мэра конкретного города Михайловска, чтобы разобрать ситуацию, так сказать, на живом примере.
- Разве это не подкуп из-бирателей?! – потрясает передо мной А. Белокопыт подшивкой газеты «Михайловские вести», подконтрольной городской администрации. - Здесь чуть ли не каждый шаг Лунина описан: кому чего и сколько дарил. Это же готовый документ!
Документ я изучал долго и, честно говоря, получил огромное наслаждение, читая подборки материалов о добром сердце и бурной деятельности А. Лунина на благо родного города. До боли знакомые по партийной печати слова, образы, стиль… А чтоб избирком не придирался по мелочам, заранее, еще 29 июля, даже ввели новую рубрику «Слова и дела главы» - где сплошь отчеты о хождениях мэра в народ по случаю какой-нибудь даты, о врученных подарках и письма от тех, кто эти подарки получил. Вот, например, информация «Приятный сюрприз для первоклашек», цитирую: «В последнее время глава города Александр Лунин все чаще радует жителей города Михайловска приятными сюрпризами: то ветераны неожиданно получат по мешку муки или 70 килограммов пшеницы, то больные диабетом – по пять килограммов гречки. И все это безвозмездно. А на днях гостями администрации были будущие первоклассники со своими мамами, папами, дедушками и бабушками… Александр Григорьевич поздравил виновников торжества… А потом глава вручил мальчишкам и девчонкам наборы школьных принадлежностей…».
Много было закуплено наручных часов, которые примелькались сразу в нескольких заметках: мэр их вручал ветеранам, спортсменам, военным (700 штук по случаю Дня Воздушного флота России) и даже вроде бы не бедным газовикам – в связи с их профессиональным праздником. С купеческим размахом дарились чайники. Из заметки «С сыновьей любовью»: «…пенсионерка, инвалид второй группы, была приятно удивлена, когда специалисты администрации от имени главы города Александра Лунина поздравили ее с Днем пожилого человека. Еще девять тысяч шестьсот михайловцев, достигших пенсионного возраста, получили поздравления и небольшие подарки от главы – чайники… Реакция же большинства пенсионеров была бурной – слезы радости, благодарность за внимание».
А вот цитата из статьи в той же газете «Наследник созидателя». Читая сей труд, понимаешь, что в каждом деле нужен строгий учет: «…малоимущему населению было выделено: 350 кг меда (по 1 кг каждому), 5 тонн гречневой крупы (по 5 кг каждому), 20 тонн муки (по 50 кг каждому), 180 тонн пшеницы (по 70 кг каждому)…» Иногда Александр Григорьевич просто не поспевал со своими подарками на то или иное мероприятие, и тогда в газете родилась рубрика «Вдогонку празднику». Вдогонку он, например, поздравлял почтальонов, торговцев. Последних он одарил по-президентски: «…а в завершение встречи был подарок ко Дню работников торговли от администрации города и Центрального рынка – продавцов на два дня освободили от всех налогов». Вот так легко, по-путински – от всех налогов! Вот какой опыт надо брать на вооружение кандидатам-недоучкам. Что же касается реакции из налоговых органов, то она пока неизвестна.
Судя по масштабу помощи (число охваченных вниманием зашкаливает за 10000). А. Лунин нашел солидных благотворителей под свои акции. Но подкуп ли это?
Вопрос, как говорил один юморист, конечно, интересный. Проблема вот в чем: А. Лунин уведомил избирком о намерении баллотироваться в мэры 28 сентября и приступил к сбору подписей. С этой даты он официально и обрел все права и обязанности в соответствии с законом «Об основных гарантиях избирательных прав…», который, например, однозначно говорит, что кандидату запрещено заниматься благотворительной деятельностью в период избирательной кампании. Но мешки начали развозить за пару месяцев до 28 сентября. В законе по этому поводу ничего нет, хотя практически ни у кого не было сомнений, что А. Лунин снова будет бороться за свое кресло. Акцию резко тормознуть не удалось, видимо, поэтому чайники и мешки, подаренные главой или от его имени, фигурируют и в поздних публикациях – 30 сентября, 7 октября, из которых вполне можно сделать вывод, что мэр продолжает творить благие дела уже в период начавшейся кампании. А это уже серьезно. Правда, председатель горизбиркома лишь рекомендовал редактору газеты в последующем печатать агитки в соответствии с законом. (Думаю, понятно, что все «слова и дела» главы в газете печатались абсолютно бесплатно).
Есть еще один спорный нюанс: а можно ли мэра назвать благотворителем? Судя по публикациям, с восторгом вещающим, что А. Лунин подарил то, подарил се (в крайнем случае, матценности вручали третьи лица, но с обязательным уточнением: «от имени» мэра), он - натуральный Дед Мороз, вытащивший все из собственного мешка. Но вот какие любопытные документы попали на мой стол. Это несколько соглашений о сотрудничестве, подписанных в июле-августе А. Луниным, председателем городского Совета ветеранов Н. Шишкиным и спонсорами-коммерсантами, которые, впрочем, в документах называют себя юридически точно «благотворителями». Так вот, в соглашении от 25 июля спонсор ООО фирма «Дон-АГРО» передает главе и совету 10000 чайников для хранения и последующей бесплатной раздачи пенсионерам, малоимущим, ветеранам войны, инвалидам. 25 июля на точно таких же условиях ООО Продовольственная компания «Дон» дарит 195 тонн пшеницы, 5 т гречки, 30 т муки, 610 кг меда. Пятнадцатого августа по соглашению предприниматель Т. Поддубная жертвует 585 наборов для первоклашек. (Следы часов, кондиционеров и другого добра мне обнаружить не удалось). Вот они настоящие благотворители, оставшиеся в тени. Почему они взвалили столь приятную миссию по раздаче подарков на администрацию и безотказного главу? Догадайтесь, не маленькие…