Кем бы ни был, он – строитель
Биография Василия Травова могла бы служить пособием по изучению истории советского и, так сказать, переходного времени. Которое, к сожалению, многих сломало, в том числе и лидеров, к каковым, несомненно, относится Василий Павлович. В его судьбе тоже было много крутых порогов, и течение порой несло прямо на них. Однако он не из тех, кто поддается обстоятельствам. Скорее, сам их делает. Юбиляр полон идей. И как-то не верится, что ему исполнилось 60 лет. По жизни его миссия – строитель. Независимо от того, чем занимался.
Травов – представитель послевоенного поколения. Отец, вернувшийся с фронта, видевший смерть, точно знал, что семье еще один ребенок не помешает. Василий рос младшеньким. Однако это не означало – избалованным. Да и когда баловать?! Родители, как и все на селе в то время, много работали. Так что все дети в семье росли самостоятельными, неизнеженными. Семь лет Василий ходил в школу за пять километров. В любую погоду. Слова «надо» и «долг» с тех пор идут с ним через всю жизнь. Начиная с тех пор, когда сельский парень открыл свою трудовую биографию в родном селе Сестры Саратовской области в качестве разнорабочего. Потом поступил в Куйбышевский инженерно-строительный институт, уже в вузе активно включился в общественную работу. О том времени помнит много доброго. Молодые были, заводные, сильные. Ни одно лето не бездельничал, трудился в стройотряде, просто подрабатывал вместе с одногруппниками на стройке. Это называлось «шабашкой». Зато одевался на свои, денег у родителей не просил. Отвечать за себя и свои поступки стало жизненной позицией.
После окончания вуза молодой лейтенант служил на Северном флоте в морской инженерной службе. Здесь впервые оценили его знания, полученные в институте. Строили дорогу стратегического значения, но без проекта, как бы вприглядку. В итоге, когда приехало большое начальство, его командир - бывший фронтовик, специальными знаниями не обладавший, получил нагоняй. Вот тогда и поручили начинающему специалисту разработать план строительства дороги. Две ночи по студенческой привычке работал без сна, но сделал качественно. С тех пор военный начальник иначе как по имени-отчеству к молодому офицеру не обращался.
Однако служба закончилась, надо было устраиваться на гражданке. Жена, его бывшая сокурсница, родила первенца Диму, который часто болел в условиях северного климата. Решили ехать в Пятигорск, где жили родители Валентины. Да только южный город поначалу оказался не очень приветливым: ни прописки, ни работы. После очередного собеседования с руководителем одной из строительных организаций глубоко обиженный пренебрежительным тоном Василий уже размышлял, куда же податься с этого курорта. А оказалось, что стоял на пороге своей судьбы. По дороге домой в глаза бросилась вывеска – институт «Ставропольгражданпроект». Решил на всякий случай зайти. Тогдашний руководитель поставил только одно условие: чтобы шел работать вместе с женой, обещал дать жилье через три-четыре года. Однако молодой человек так себя показал, что срок этот сократился до одного года.
В Пятигорске было много интересной работы. Рос авторитет, вместе с ним и должности. По мере продвижения по карьерной лестнице многократно слышал такую оценку: еще так молод, а уже зрелый руководитель. Когда в марте 1990 года Травов был избран председателем исполкома краевого совета народных депутатов, ему исполнилось 44 года. За дело взялся в характерной для себя манере - хватко, со знанием дела. А ведь это была своего рода сверхзадача – после Ивана Тихоновича Таранова, который был на этой ответственной должности 18 лет и имел непререкаемый авторитет, руководить краем было особенно ответственно.
А потом началась ломка. Прежних ценностей, характеров, идеалов. Василий Павлович в отличие от многих никогда не бросал на стол партийный билет. В то время, используя подобную игру на публику, многие из бывших дошли «до степеней известных». Но к сегодняшним коммунистам он относится так же, как и к прочим действующим партиям, - со скепсисом. «Если я пойму, что хоть одна из них способна сделать что-то полезное для страны, - объясняет Василий Павлович, - возможно, пересмотрю свое отношение».
А тогда, в октябре 1991 года, когда вынужден был уйти в отставку, Травов был растерян. Конечно, не остался не у дел. Был ведь народным депутатом Верховного Совета РФ. Предлагали работу по месту «приписки» - в комитете по проблемам малых народов. Однако он принял другое предложение, связанное со своей второй родиной, коей считает Ставрополье. На «развалинах» бывшего концерна «Ставропольстрой» создавалось акционерное общество, которое Василию Павловичу предложили возглавить. Это было еще одно испытание на прочность. Все подразделения бывшего треста стали самостийными. То есть практически под его руководством осталась одна контора со служащими, без всякой производственной базы. Главы бывших подразделений хоть и говорили о необходимости создать единый координационный центр, не очень стремились делиться полномочиями. И вновь все практически с нуля. К надстройке новый руководитель с командой прибавил производственный комплекс. Теперь «Ставропольстрой» - это полноценное предприятие, которое строило даже в самых сложных экономических условиях и ни разу не «кинуло» (в наше время без этого слова просто не обойтись) ни одного дольщика. Предприятие сдает по 3-4 многоэтажных дома, это примерно 250 квартир в год. Прирастает не только объемами. Здесь активно осваивают новые технологии, материалы.
И последний штрих. В 2003 году Травов избран вице-президентом Российского союза промышленников и предпринимателей России. Олигархи, входящие в совет РСПП, с ним считаются. Его устами говорит провинция. Невзирая на авторитеты, Василий Павлович отстаивает ее интересы перед теми москвичами, которые не приучены, особенно в последнее время, церемониться с «глубинкой».