Один раз шагни…
К сожалению, ситуация типична для России в целом. Смертность перекрывает рождаемость, до 2016 года, по прогнозам демографов, этот процесс будет продолжаться, во всяком случае на селе. Отсюда – пустеющие учебные здания, падающая рабочая нагрузка учителей, тревоги родителей учеников, головная боль финансистов: затраты на годовое содержание одного школьника в сельской местности, например, на Ставрополье, определены в семь-восемь тысяч рублей, а в малокомплектных школах края доходят до 20-29 тысяч. И как ни сетуй, как ни ищи виновных, реальность такова: в ближайшее время нам из демографического кризиса не выбраться.
И если бы только проблемы экономические! Чем дальше, тем больше становится понятно и другое. Малокомплектное, до двухсот детей, учебное заведение чаще всего не в состоянии дать хорошее образование. Нет мотивации к получению новых знаний не только у учеников, но и у многих учителей, нет современной лабораторной базы… Результаты контрольных работ, проводимых министерством края ежегодно, показывают, что качество знаний в «малокомплектках» мелких населенных пунктов на 15-20 процентов ниже, чем в школах районных центров и больших сел, не говоря уж о городских.
Что предлагается в качестве панацеи? В соответствии с концепцией оптимизации и реструктуризации школьной сети совсем малочисленные школы из средних и основных (девятилеток) должны стать начальными. Те, что побольше, но до определенной нормы недотягивают, превратятся из средних в основные. Возможно присоединение к начальной школе детского сада либо наоборот (модель – «школа-сад» в крае уже давно отработана). Освободившиеся при этом здания рекомендовано перестраивать под квартиры для педагогов и других бюджетников.
Дети же из средних и старших классов будут ездить в близлежащие села, в райцентры, где есть крупные общеобразовательные учебные заведения. Понятие «пешеходная доступность школы» исчезнет из образования, и это первое, что вызывает протест населения. Минувшей осенью в Невинномысске пробовали объединить в одну две средние школы, расстояние между которыми – метров 600. Десятых классов в этом случае получалось четыре, и можно было переходить к более полноценному профильному обучению – но родители так взволновались, что проект не состоялся. В сфере конфликта интересов оказались не только семьи учеников: руководители одной из школ фактически теряли свои должности, некоторые учителя – привычную нагрузку (и возможность не обновлять рабочие планы и не осваивать новые учебные программы). Короче говоря, гладко было на бумаге…
Вот почему таким насущным, на мой взгляд, является вхождение Ставропольского края в общероссийский проект Национального фонда подготовки кадров по реструктуризации сети учреждений общего образования. Началу этого эксперимента был посвящен семинар в Кисловодске, который проводил краевой институт повышения квалификации работников образования при участии министерства образования СК. Эксперимент - это ведь постепенная отработка сложного в содержательном и социальном плане проекта, возможность отсеять зерна от плевел, создать адекватные рекомендации, а не тыкание пальцем наугад: этих переведем, этих перепрофилируем…
Семинар, по сути, превратился в большой круглый стол, где оценивали предлагаемые преобразования по-разному. Так, соглашаясь с необходимостью перемен в целом, министр образования СК Алла Золотухина говорила о взвешенности каждого шага в этом направлении, напомнив, что в Финляндии, которая несколько лет назад провела реструктуризацию и перешла на подвоз детей в опорные школы, сейчас подумывают, не вернуть ли все назад… С тем, что рубить сплеча никак нельзя, согласились все, но высказывалось и мнение, что опыт Финляндии и других европейских стран к нашим реалиям не применим. (Как известно, Россия по численности населения сейчас находится в мире на седьмом месте, а по плотности – аж на двадцатом). Звучали предложения не детей из малонаселенных сел возить на учебу в райцентр, а учителей из райцентра – к ним и т. д.
Суть эксперимента, который будет проводиться в Ставропольском крае, изложил в докладе заведующий кафедрой общественных дисциплин СКИПКРО Владимир Покасов. Определены три пилотные территории с разной структурой образовательной сети. Это Железноводск, где уже девять лет существует автономная школа III ступени и будет отрабатываться модель профильной школы для городской местности. Андроповский район, в котором краевой эксперимент по реструктуризации идет уже больше двух лет, организован ресурсный центр для учащихся II и III ступени, налажен подвоз детей из других населенных пунктов школьными автобусами. И, наконец, Апанасенковский район – типичная восточная территория края со своими особенностями и проблемами, в частности, демографической.
Поэтапный эксперимент рассчитан до 2010 года. Хочется надеяться, что один из этих шагов-этапов непременно будет связан с информированием родителей нынешних и будущих школьников, кропотливой работой с ними. Как это было, к примеру, в Ленинграде в восьмидесятые годы, когда северная столица не только создала мощную сеть профтехучилищ, но и убедила семьи, что учиться там перспективно и престижно для их детей. Это был колоссальный труд по формированию общественного мнения. Хорошо забытое старое, как известно, способно помочь новому.

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
