Личность как национальный проект
По профессии она врач, кандидат медицинских наук, но еще поэт и художник. Мир видится ей в трех измерениях: его недуги, душа, красота. Будучи председателем Ставропольского отделения Союза российских писателей, его задачу она определила как накопление духовного капитала.
- Татьяна Константиновна, не могу не начать с провокационного вопроса. Кто-то радеет о сверхприбылях, и его мощь - материальная - растет с каждым днем. Провинциальный же писатель зачастую не может опубликовать даже тоненькую книжицу, понятное дело, нет средств. Какой же у него будет дух, тем более - духовный «капитал»?
- Как врач я не имею права ни на чрезмерный оптимизм, ни на греховное уныние. А вот что такое дух победы и дух поражения, врачам, как и полководцам, хорошо известно по опыту. Мысли и чувства человека - вещь словно бы невидимая (это же не витрина магазина), но конкретная и в итоге все решающая.
- Союз российских писателей был создан на демократической волне. В Ставрополь-ском отделении Союза всего 14 литераторов. Как это «количество» соотносится с вашими серьезными задачами?
- Знаете ли, не числом, так умением... В нашем союзе три поколения писателей: хорошо известные Георгий Шумаров, Семен Ванетик, Станислав Подольский, Людвиг Коштоян... Среднее поколение тоже яркие личности: Галина Туз с высоким литературным образованием, глубокий, вдумчивый человек Василий Красуля и другие. Случайных людей у нас нет. Силами нашего союза мы провели уже три краевых литературных семинара.
- Слышала, на эту работу вам не раз приходилось сбрасываться по кругу...
- Потому что финансирования нет, это верно, тем не менее десятки людей со всего края были собраны в Ставрополе для литературной учебы. Последний трехдневный семинар, проведенный в октябре, открыл весьма обнадеживающую картину. Несмотря на трудности с изданием, крошечные тиражи и прочее, люди не перестают писать, молодежь тянется к поэзии, читает и думает, растет количество литературных объединений... Провинция не безмолвствует.
- Но удалось ли вам найти талантливых литераторов?
- Когда мы объявили о проведении семинара, нам прислали более сотни прозаических и поэтических работ. Все это мы предварительно прочитали, письменно отрецензировали, а для участия в семинаре отобрали восьмерых прозаиков и около тридцати поэтов. Отбор был сугубо профессиональным и потому строгим. По итогам семинара наши рекомендации для поступления в писательский союз получили прозаик Олег Мельниченко из Буденновска и Любовь Шубная из Александровского - автор детских стихов и самобытной прозы.
Большое впечатление произвела и документально-публицистическая повесть Светланы Бирюковой «Буденновский крест». Это уже изданная работа, на нее приходит много отзывов в Интернете, в Петербурге ее хотят издать повторно. Можно назвать и ряд других интересных имен - Елену Гончарову, Андрея Недавнего, Станислава Ливинского.
- Вы общались с литераторами, приехавшими из разных уголков нашего края. Что осмысливают сегодня пишущие молодые люди? Некоторые аналитики указывают на новые процессы, близкие к миронастроению первых христиан времен упадка Римской империи.
- В душах что-то, конечно, вы-зревает, возможно, это новые неразрушительные импульсы, направленные вовнутрь.
- В то же время общество, лишенное крепкого государственного костяка, становится аморфным, не способным создать действенной системы ценностей...
- Система ценностей существует, но автоматически к ней подключиться нельзя. Необходимо быть личностью. Выстроить собственную личность - может быть, это и есть сегодня наш единственно возможный национальный проект. Такова, кстати, центральная мысль талантливой повести Олега Мельниченко «Копай, Петрович». В этом смысле настроения молодых литераторов симптоматичны.
- У нас при случае любят говорить, что край богат талантами, которые часто воспринимаются как приятное явление природы. Пусть, мол, товарищ сначала создаст гениальное творение, прославит Ставрополье на весь мир, а там разберемся, поможем...
- С конца девяностых годов наш союз тщательно работает с литературной периферией, берет на себя ответственность за ее культурный рост, но в таком случае и нас нужно поддержать - и финансово, и морально. Мы могли бы проводить много выездных семинаров. Литература - это серьезная работа, и кто-то обязательно должен заметить даже в отдаленном уголке талантливого человека. Так по крупицам и собирается духовный капитал, творческая сила общества.
Собственно, краевой литературный семинар обязательно должен завершаться выпуском сборника молодых авторов, как это было раньше и происходит теперь в других российских регионах - Вологде, Иркутске, Рязани. Может быть, тогда мы и «заметим» своих гениев.
- Не возникает ли у вас ощущение, что мы, люди провинции, склонны недооценивать собственные культурные силы?
- Это проявляется по-разному - тут и «остаточное» финансирование, и некоторые моральные «нюансы». Проводятся, скажем, в Пятигорске в юбилейный Лермонтовский год дни поэзии с приглашенными высокими гостями из Москвы. Понятно, что внимание к ним повышенное. Но, по сути, происходит так, что они - законодатели, а гостями выглядим мы. Думаю, писатель должен чувствовать себя на родной земле дома, а не смотреть, когда ему дадут место и время. Другой пример. Наш писательский союз совместно с Гурьевской студией «Слово», Ставропольской детской музыкальной школой № 2 и другими проводил литературную гостиную для детей в краевом Доме детского творчества. Прекрасная акция осталась практически незамеченной краевой печатью, а жаль...
- Но тогда и встречный упрек. На мой взгляд, писатели Ставрополья достаточно безынициативны, если иметь в виду, что слово и есть общественная деятельность писателя. Трудно издавать художественные вещи, но почему нет публицистических выступлений? Вспомним, наши классики никогда не могли молчать...
- Писатели так наговорились в перестройку, что сейчас больше всего хочется заниматься творчеством. Наша классическая литература и то, что является ее продолжением, лучшая система формирования человека. Общество, которое пытается ограничить воздействие литературы, действует в ущерб самому себе...
- В школах сокращают преподавание уроков литературы, но русский язык, будучи художественным по своей природе, стремится сам защитить себя. Мир мы видим прежде всего не рационально, как англичане, например, а внутренними глазами, душой.
- Да-да, именно неповторимые свойства русского языка пробуждают в молодых людях творческие устремления, потому-то литературным объединениям так необходима профессиональная помощь.
- Как вы оцениваете выход альманаха «Литературное Ставрополье» и создание краевого Литературного центра?
- Это и есть создание условий для культурной самоорганизации. Очевидно, что и наша краевая власть, и творческие союзы, несмотря на то, что у каждого свои трудности, начинают глубоко осознавать роль российской провинции в деле сохранения культуры. В провинции люди и скромнее, и реалистичнее. То, что мы хотим, формулируется ясно и просто. Чтобы свобода была повенчана с ответственностью, а писатель в своем творчестве отвечал перед Богом. Должен ведь наконец остановить свою черную работу дух разрушения. И еще одна мысль не дает мне покоя, Нам необходима общеписательская дискуссия. Мы должны встретиться для серьезного разговора - подвести итоги за последние 20-30 лет, проанализировать развитие современной литературы, задать себе вопросы: «Где мы? Что с нами происходит?». Разговор о литературе - это разговор о жизни... Хотелось, чтобы Литературный центр стал местом, где о серьезном можно поговорить по душам.
- Значит, вы приглашаете всех писателей Ставрополья к такой дискуссии?
- Да, конечно.
Р.S. Недавно мы узнали, что поэты Татьяна Третьякова-Суханова и Екатерина Полумискова стали дипломантами престижного общероссийского конкурса имени Виктора Розова. Сердечно поздравляем!

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
