Все возрасты покорны...
Очень болезненная в театре проблема. И все же именно умением перейти на возрастные роли определяется актерский профессионализм. Новый возраст несет новые чувства и ощущения, углубляет внутренний мир, добавляет новых красок, человеческих и профессиональных. Иначе вместо развития - стагнация. А зрительный зал все равно не обманешь.
Актриса Ставропольского краевого академического театра драмы имени Лермонтова Людмила Ковалец на возрастные роли перешла без напряжения. Мудро. И говорит об этом тоже без напряга. Хотя именно она, с ее высоким, звонким девичьим голосом, девической же фигуркой, со сцены долго смотрелась совсем юной. В 38 она в одном театральном сезоне с успехом сыграла мать взрослых детей из спектакля «Печка на колесе» (массовому зрителю эта пьеса Н. Семеновой больше знакома по фильму «Любовь и голуби») и девятнадцатилетнюю Викторию в спектакле «Счастье мое» по пьесе А. Червинского. В первом случае это были переживания зрелой женщины, от которой вместе с молодостью чуть не ушел муж, во втором – юной, в чем-то очень наивной девушки.
Сама Людмила Ковалец считает, что такие «эксперименты» с возрастом на сцене (она еще и маленькую девочку Пэппи Длинныйчулок в одноименном спектакле играла) помогли ей расширить рамки актерского амплуа, увидеть себя разной и не бояться этого.
Лет пять назад режиссеры стали предлагать ей роли пожилых женщин и старух. Первая таковая, в которой Ковалец удалось увидеть мне, - Сваха в гоголевской «Женитьбе». Рядом с совершенно фантасмагорическими женихами это была абсолютно реальная фигура. И тема, тема!.. Та самая: молодые, которые подпирают, которые все делают не так, профессию портят! А не угонишься за ними… Это было сыграно трогательно, откровенно.
И вот парадокс: возрастные роли совершенно неожиданно подчеркнули в актрисе ее неиссякаемую женственность. В спектакле «Хитроумная влюбленная» по пьесе Лопе де Вега она сыграла немолодую вдову Белису. У героини взрослая дочь-красавица, в которую влюбляется пожилой сосед. Но Белиса-то полагает, что он – ее партия. И есть в спектакле потрясающая сцена. Сосед пришел свататься – к дочери, но мать вначале думает, что к ней. Когда истина выясняется, Белиса закрывается веером – от стыда, что поверила в счастье, позволила себе надеяться, забыла про возраст. И так пронзительны в ней и этот стыд, и это желание ответной любви, эта надежда! Как бы там ни было, она продолжает ощущать себя женщиной, не может иначе.
Еще одна роль последних лет – Анна в спектакле «Валентина» по пьесе Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». Ее драма – необходимость сделать выбор между сыном и мужем, его неродным отцом. Героиня чувствует вину перед сыном, но муж, а также истончающаяся женская жизнь – дороже. Да что буфетчица Анна! Даже Баба-яга (спектакль-сказка «Царевна-лягушка») у Л. Ковалец, хотя и в летах, но по-прежнему надеется…
С актрисой на сцене вообще иногда случаются чудеса. В «Конкурсе» А. Галина она играет опустившуюся, неопределенного возраста бомжиху Варвару Волкову. На ней старое пальтишко, жуткая вязаная шапчонка, и вся она какая-то скособоченная и «подержанная». Но случается так, что Волкова неожиданно попадает в центр мужского внимания. Казалось бы, ничего не изменилось, Ковалец только шапку сняла. Но неузнаваемо переменилось лицо, осветившееся улыбкой. Проснулся свет женственности. В эти минуты она прекрасна и молода.
Отдельных слов заслуживает роль тети Паши в «Черном молоке» В. Сигарева. Об этой героине Людмилы Ковалец в пьесе говорится, что, хотя ей еще нет пятидесяти, выглядит она совсем бабушкой – от тяжелой жизни, оттого, что родила и поставила на ноги нескольких детей. Но ведь материнство – тоже проявление женственности. Тетя Паша помогает состояться - как матери - молоденькой девчонке, которую на глухой полустанок накануне родов забросила судьба: принимает новорожденного, дает кров, утешает. Девочка эта, курившая и чуть не матом крывшая инфантильного мужа, в последних сценах спектакля, с ребенком на руках, похожа на мадонну. Ее преобразила любовь тети Паши к миру, к людям. Такая любовь неизбывна в любом возрасте, и актриса это знает.
Никита Михалков в интервью по случаю своего шестидесятилетия недавно сказал, что бояться возраста актеру глупо, к нему нужно привыкать, иначе он навалится и отомстит. Я рада, что Людмиле Ковалец это не грозит. Ей бы только новых ролей поболее да встреч со зрителем почаще…

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
