Раствориться в толпе и... жить
- Наталья Павловна, вы по праву считаетесь ведущей актрисой театра драмы, ваша популярность в крае мало с чьей сравнима. Насколько тяжело нести на себе такую непростую нагрузку – много лет быть, по сути, лидером?
- С одной стороны, тяжело, поскольку сама к себе предъявляешь серьезные требования, а с другой, совсем не тяжело – живу себе и живу! Этот груз, наверное, давит, когда про него думаешь. Я про это не думаю. Когда-то мой педагог говорил, что актер должен в жизни быть скромным и незаметным, копить в себе наблюдения. Чем помпезнее ты в жизни, чем больше тратишься душевно. Чем больше играешь в жизни, тем сложнее тебе на сцене – нечего играть. Мы уже в юности усвоили эту науку, и она нам понравилась: раствориться в толпе, быть вместе со всеми, видеть жизнь изнутри…
- У вас было столько разных и замечательных ролей, что, наверное, трудно выделить из них какую-то самую-самую… Тем не менее есть более близкие вам? Те, которые, может быть, трудно дались и потому дороги?
- Созвучные моей душе, конечно, были. Хотя я не делю свою работу по периодам – тюменский, ставропольский и другие, но вехами в личном становлении были, например, «Барабанщица», «Ивушка неплакучая», «Да здравствует королева, виват!», где я играла сразу две роли – Елизавету и Марию, с двадцатисекундными переодеваниями… В советский период много было очень хорошего в театре, но вместе с тем навязывались и такие вещи: в репертуарной политике театра обязательно должна была быть пьеса «местного автора». А ведь драматургом, как и поэтом, надо родиться! Не может в каждом регионе обязательно быть свой автор.
- Свой Вампилов, условно говоря…
- Да. Где-то их может быть несколько на один квадратный метр, а где-то просто нет в этот период. И вот тогда мы сослужили себе дурацкую службу, у нас копились ненужные, глупые спектакли, мы «бурили» на сцене скважины, «строили» дома! И за этой чепухой, схоластикой уходила жизнь человеческая. Неталантливо это было. В итоге упал интерес зрителя к театру, потому что таких пьес было много, к сожалению. И оттого, что пришлось много играть этой макулатуры, осталась какая-то пустота, не заполненная настоящим, а я могла сыграть гораздо больше и интереснее хорошей драматургии! Ну что поделаешь, было… Зато навсегда осталась со мной моя работа в спектакле «Я стою у ресторана» по пьесе Радзинского. Тогда, в конце 80-х годов это был очень известный спектакль, мы с ним ездили в Америку, Польшу. Спектакль ставился сначала на Малой сцене, но, поскольку интерес вызвал огромный, его перенесли на большую. Мы там играли вдвоем с Михаилом Михайловым. Пьеса глубокая по содержанию, нужно было показать изломанность души героини, кстати, актрисы, неудобный характер человека, с которым трудно сосуществовать. И где бы мы ни были, всюду успех. В США ездили по Айове в сопровождении целого хвоста наших фанатов, там появившихся! Приезжали на каждый спектакль, и трудности с переводом не мешали, все было понятно залу.
Вообще в Ставропольском театре мне всегда везло на замечательные роли – и «Трактирщица», и «Дама с камелиями», и «Фаворит», и «Женское постоянство»… Наверное, помогло совпадение многих счастливых обстоятельств. И работа с таким режиссером-мастером, как Алексей Александрович Малышев, с которым мы понимали друг друга, что называется, с шороха ресниц. И собственная внутренняя зрелость, готовность ко всему. И репертуар начал меняться.
- Наталья Павловна, вы ведь очень много делаете еще и как режиссер. Для чего вам это нужно, при вашей-то занятости на сцене?
- Для меня все это очень взаимосвязано. Я взрослею. А пьес возрастных почти нет. А запас энергии огромный, все время ощущаю свою неизрасходованность. В молодости выручали всевозможные молодежные, общественные мероприятия. Мне нужно быть чем-то занятой. Просто нужно и все. При этом я ничего себе не заработала, как, наверное, любой нормальный русский человек. Живу по-прежнему у черта на куличках, в старом-престаром доме, где в подвале стоит вода, а из крана не течет, а рядом с домом овраг – ну все удовольствия!.. Понимаете, я не деньги зарабатываю. Я так реализуюсь. Иначе не смогу, умру без этого. Иной раз устанешь, ждешь выходного, но вот выходной подходит к концу, и уже начинаешь думать, что завтра будешь делать. Время отпуска отдаю внучке. Словом, всегда при деле.
- Мне кажется, в режиссуру вас отчасти привела и некая, быть может, врожденная педагогическая жилка. Есть такое ощущение.
- Согласна! Впервые почувствовала в себе эти способности в общении с собственным сыном. У нас с ним не было никакой натянутости в отношениях, я его всегда понимала. А когда мы с Алексеем Александровичем набрали первую группу студийцев, вдруг поняла, что мне интересна передача опыта, который накопился. Оказалось, я умею это сконцентрировать и высказать в форме, понятной молодежи. Как-то в лицее №15 умный директор пошел на эксперимент, и на базе УПК нам дали класс «с театральным уклоном», чтобы научить ребят уметь что-то делать в школьной самодеятельности. А получился совершенно удивительный эффект. Мы учили детей культуре речи и начальным элементам актерского мастерства, направленным на освобождение личности от зажимов и комплексов. Зажатый человек прежде всего зажат в сознании. И нам удалось вот что: в этом классе был самый высокий процент успеваемости, дети научились разговаривать, не боялись отвечать на уроках, пытались своими словами оформить свою точку зрения.
- То есть ваши уроки стали толчком к развитию личности. Из них кто-нибудь пошел в актеры?
- Двое – Женя Ляшко и Юля Козлова… Очень сильные девочки. А на актерском отделении факультета искусств Ставропольского госуниверситета у моего курса через год выпуск.
- Весной вы поставили в театре спектакль «Соловьиная ночь», и там было занято много ваших студентов, причем даже в главных ролях. Для них это очень здорово – уже играть на профессиональной сцене.
- Курс подобрался хороший. Сегодня в труппе театра преобладает ставропольская молодежь, та, которую учили мы с Малышевым. В крае много талантливых ребят, и брать людей откуда-то издалека гораздо проблематичнее. Ну и вот еще смена подрастает. Приступили к работе над «Сказкой о царе Салтане». Молодежь должна учиться на хорошем материале, а это – Пушкин. Нарочно идем почти дословно по тексту сказки, а не режем ее на фрагменты сценария. В этом и трудность, и прелесть. За десять лет сделано пятнадцать постановок – «Евгений Онегин», «Голый король», «Жемчужина черная, жемчужина белая», «Лгунья», «Жених для майора»... Как правило, работаю с молодыми актерами, которых сама и учила.
- Наверное, очень удачной была идея открыть в СГУ факультет искусств.
- Это замечательно! Мудрые люди есть в руководстве. В данном случае надо благодарить Аллу Федоровну Золотухину. Театру же необходимо постоянное вливание свежих сил.
- А что можно сказать о ваших актерских планах? Или тут все зависит только от воли режиссеров?
- Конечно. Хорошо, когда есть в театре главный режиссер, потому что он видит перспективу. А при его отсутствии слишком зависишь от воли случая, к сожалению. Играть очень хочется, хотя понятно, что больше одной серьезной роли в сезон не сделаешь.
- В этой связи нельзя не затронуть сложившуюся в театре ситуацию. Ваше мнение: почему так случилось, что театр остался без художественного руководителя?
- Я много думала об этом. Мне кажется, когда жил и работал в Ставрополе Алексей Александрович, ему надо было озаботиться этим. Он очень много делал для театра, безусловно. Но не мог не понимать, что его возраст рано или поздно приведет к тому, что придется передать кому-то коллектив. Особенно, если тебе дорог театр. Он должен был, еще оставаясь главным, приглашать молодых постановщиков, отсматривать их работы. На практике же, когда вдруг кто-то и появлялся, он относился к этому ревностно, и это его ошибка. А потом со сменой администрации театра попрощались и с Малышевым, и мы остались вот в таком положении. Кстати, и с ним поступили… неразумно, получилось, что как бы убрали ни за что, хотя можно было дать ему время еще поработать с тем, чтобы найти себе достойную замену.
Ну и время нынче сложное, в регион наш особо никто не рвется. Вообще мало режиссеров, которые хотят на периферии работать. Они все кружатся там в Москве и вокруг Москвы. Приезжая на разовые постановки, величают себя московскими режиссерами или питерскими, а мы потом видим их «продукцию».
- Наверное, давно пора вмешаться правительству края. Как бы ни ошибся Алексей Александрович, но именно он говорил такую правильную вещь, что театр у нас единственное, уникальное, штучное учреждение культуры. К нему и относиться надо соответственно, заняться наконец и решить.
- Только решить обдуманно, а не ради того, чтоб «закрыть вопрос». Пока еще никто толком не искал, не присмотрелся даже к тем, кто приезжал на разовые постановки. Пусть не всегда они угадывали с выбором пьес, но постановщики были неплохие. Хуже всего, что зритель отдалился от театра. Сейчас опять проблема вернуть народ. Театр был духовным центром, сюда стремились…
- Вы помимо театра еще очень много заняты общественной работой, готовите разные мероприятия, недавно, например, юбилейный вечер Есенина…
- Комсомольская закалка сказывается! Я порождение того времени, от него не отрекаюсь и люблю его как время своей молодости… А просят меня, думаю, потому, что я к этому отношусь честно, творчески, стараюсь что-то придумать. Помните, какой праздник мы сделали к 225-летию Ставрополя! С участием пяти тысяч человек… На стадионе народу было – яблоку негде упасть. Как люди радовались, кричали «ура», даже гимн пели! Какая получилась атмосфера единения! Особенно когда пошли машины с ветеранами войны – весь стадион встал!.. Этот опыт был продолжен на 200-летии Кавминвод, там уже восемь тысяч участвовало. Два праздника к Дню края проводили на главной площади Ставрополя, тоже было интересно.
Собственно, для этого я и получала второе – режиссерское – образование. Если ты что-то любишь, время для этого всегда найдешь! У меня и на дом хватает времени, люблю готовить, шить, внучку восьмилетнюю вышивать научила нынче…
- Наталья Павловна, есть вещи, которые сегодня особенно волнуют многих. А поскольку эти многие вас знают и уважают, ваше мнение для них будет интересно. Скажите, как вы относитесь к политике, религии и патриотизму?
- Вне политики никто существовать не может, а театр при всех режимах – идеологическое учреждение. Живое слово актера, которого любит зритель, проникает в сердце и ум человека. И отношение государства к культуре – тоже политика, ибо если нет культуры – нет нации! У нас сегодня во власти там, наверху, кто-то явно это недопонимает.
Что касается религии, актеры всегда, и в советские времена, были немножко верующими. Без веры нельзя. Даже если вспомнить коммунистические идеалы – вера в них в чем-то была сродни религии. Мы верили в хорошее, доброе. Я верю в разум вершащих суд… А в церковь хожу просить прощения. Бывает, что-то накопилось в душе, и нужно очиститься. У меня мама была глубоко верующим человеком, в том смысле, что, будучи женой коммуниста, она нам, детям, привила понятие о том, что Бог все видит, все знает, неправого накажет…
А патриотизм – моя больная тема. Тут словами не все скажешь. В ранней молодости три года работала в театре при Группе советских войск в Германии. И тогда поняла, что такое Родина: она где-то там есть, но туда невозможно попасть. Хотя в Восточной Германии относились к нам доброжелательно, и работа была интересная. Но подошло время, когда их замечательная немецкая чистота стала казаться чистоплюйством… И тогда я для себя поняла, что никогда нигде не смогу жить, кроме как в России. Нигде больше я не пригожусь с моим складом мыслей. Мы от них очень отличаемся. Есть там прекрасные люди, но они – чужие! Между прочим, вижу в своих учениках хорошие ростки патриотизма хотя бы в том, как они реагируют на государственную символику. Наблюдала сцену, как один парень говорит другому, в кепке с американским флагом: чего ты нацепил это дерьмо?! Понимаете? Признаюсь, мне это было приятно слышать… А еще я видела, как нас принимают за границей. И скажу так: они могут нас в чем угодно обойти, а вот в театральном искусстве – никогда. От этого испытываешь гордость.

Около 250 школьников в Пятигорске читали хором стихотворение Пушкина «Клеветникам России»
Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества

Вышли на новый уровень диагностики

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты
