Из трясины
По всему миру гремела слава крупнейшей в СССР шерстомойки. А еще держал НШК на своих плечах целый поселок с жилыми домами, котельной, водозабором, детскими садами, другими социально значимыми объектами. А потом... Начался кризис в овцеводческой отрасли, наш трикотаж не выдержал конкуренции с импортным ширпотребом, и НШК стал катиться в пропасть. От шеститысячного коллектива осталась десятая часть, производство практически свернулось, а долги достигли четверти миллиарда рублей.
Совсем уж добило шерстомойку правительственное постановление, снижающее пошлины на ввоз импортной шерсти. Больно аукнулось банкротство предприятия и городу. Обычным делом в поселке шерстяников стали перебои с водой, теплом, участились всевозможные аварии. Так, в декабре прошлого года из канализационного коллектора НШК в Кубань вылилось 2000 кубометров неочищенных стоков.
Введенное на комбинате 30 месяцев назад внешнее управление лишь продлило его агонию. Более того, временное руководство согласилось с тем, что цена на воду, поставляемую предприятием 30-тысячному поселку, увеличилась на 75 процентов, а на услуги водоотведения - аж в 3,2 раза. Ситуация стала, без преувеличения, взрывоопасной. Поэтому краевое правительство совместно с руководством города стало вытаскивать комбинат из трясины. Курирует эту работу вице-губернатор Борис Калиничев. Вчера он встретился с коллективом шерстомойки и администрацией Невинномысска. Цель встречи: наметить планы на ближайшее будущее, оценить то, что уже сделано. А сделано за короткий срок немало. Причем, надежды и коллектив НШК, и город, и край связывают с новым собственником предприятия. Сейчас идет процесс передачи комбината его правопреемнику - «Невинномысскому шерстеперерабатывающему объединению» (НШПО).
Борис Калиничев не скрывал: не сразу пришло доверие к новому собственнику, но сейчас налажено плодотворное сотрудничество. Руководитель НШПО Владимир Мартыненко, которого работники комбината знают уже не первый месяц, присутствовал на собрании и отчитывался о своей работе. Кстати, на переходный период, не более чем на шесть месяцев, на комбинате будет параллельно действовать и внешнее управление.
Итак, что же сделано и что еще предстоит? Во-первых, реально заработало производство, пущена его первая линия. Промыто 50 тонн шерсти, очереди ждут еще 600 тонн. Начали выплачивать долги сторонним организациям, по зарплате - за прошлые месяцы, а за текущую работу жалованье будет выдаваться в срок.
Не внакладе остался и город. Новый собственник согласился передать ему водозабор, очистные сооружения. Так что непомерная цена на воду, услуги канализации будет снижена, когда объекты коммуналки окончательно перейдут к муниципалитету. Теперь город в авральном порядке начнет готовить коммунальные объекты НШК к зиме. Кстати, тот же водозабор снабжает большую часть Кочубеевского района. В целом впечатление от прошедшей встречи такое: у людей появилась вера в завтрашний день.
Борис Калиничев заверил шерстяников, что комбинату будут помогать все краевые структуры. Ведь реанимировать НШК будет нелегко: не было еще случая в крае, чтобы из такой трясины банкротства удалось поднять предприятие.
В октябре этого года НШК отметит свое 110-летие. Кстати, отныне комбинат носит имя не В. Ленина, а основателя шерстомойки - купца Ивана Лапина. Было заявлено, что к своему юбилею предприятие придет с конкретными результатами. Как говорится, цыплят по осени считают...