Они тоже ковали победу
В нашем селе Красные Ключи люди трудились на полях и фермах, а многих девушек и женщин, молодых и сильных, привлекли на рытье противотанковых рвов - под Георгиевском. Сейчас из них осталось в живых только трое: Селютина Наталия Герасимовна, Шеховцова Анастасия Михайловна и моя мать Вера Васильевна. Каждая из них сейчас имеет более сорока лет колхозного тяжелого стажа, но труд на этих окопах до того был тяжелым, что и сейчас от воспоминаний им становится не по себе.
И все же вспоминают. Мобилизовали их на окопы в октябре 1941 г. Поселили в коровнике. Спали прямо на навозе, постелив на него слой соломы. В чем работали, в том и спали. Но потом ближе к зиме вырыли себе землянки. Здесь уже стало более уютно и тепло. Кормили неважно, но поначалу давали вечером по 100 граммов спирта. «Вообще это была глупость, - говорит Наталия Герасимовна, - выводили нас на работу строем и с песней, а ведь там были только молодые женщины и девушки. Работали по 12 часов в сутки без выходных с шести утра до шести вечера. Вши нас просто заедали. Мы сначала с ними боролись, а потом перестали, не до того было.
Зима в тот год выдалась очень лютая. Снег валит и валит, морозы ужасные, вьюга.
Народу на рытье нагнали тысячи. В один конец по трассе посмотреть - до горизонта копаются, конца не видно, в другой стороне - то же самое. А немецкие самолеты летают над нами и сбрасывают листовки: «Девочки-дамочки, не копайте ваши ямочки, приедут наши таночки и засыпят ваши ямочки». Ров рыли три метра глубиной и три метра шириной. Основными орудиями были кирка, лопата и тачка. Вот и попробуй выкини этот грунт на такую высоту».
И все-таки они доработали там до весны. В апреле их отпустили по домам.
Многое за эти 60 с лишним лет стерлось в памяти, но этот тяжелый, каторжный труд они не забудут никогда. И как же отблагодарило их за это наше государство? А никак. Надбавок к пенсии за это, оказывается, не предусмотрено. Вроде и ковали они Победу, но так получается, что вроде бы не имеют к ней отношения.