Театр - единственный и любимый
Около двадцати лет на посту художественного руководителя Ставропольского академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова вместили в себя огромную массу творческих, организационных, человеческих поступков, сделав неотделимым от истории театра имя заслуженного деятеля искусств РФ Алексея Малышева. Последние месяцы Алексей Александрович, проживающий ныне в Туле, работал в своем родном коллективе, и сегодня на ставропольской сцене состоится премьера его постановки «Круг» по пьесе С. Моэма. Конечно, было интересно узнать и о том, как живется ему вдали от Ставрополя, и мнение мэтра о сегодняшнем дне театра, и о новой его работе.
- Алексей Александрович, хоть вы сейчас формально далеки от Ставрополя, но мне кажется, наш театр по-прежнему остается для вас очень дорогим, близким, по сути – вашим ребенком, о котором продолжает болеть душа…
- Вы все совершенно точно сказали! Знаете, я ведь до сих пор, читая какую-то пьесу, прежде всего думаю – а как бы я это поставил в Ставрополе… Связи с коллективом не теряю, мне часто звонят коллеги, пишут, я в курсе всех дел театра, который, конечно, считаю родным. С радостью откликнулся на приглашение сделать здесь спектакль. Но, честно говоря, ощущение у меня грустное, беспокоит завтрашний день театра. Коллектив пережил несколько лет своего рода безвременья, которые, конечно, оставили неприятный отзвук и в самом театре, и даже вокруг него. Но речь не об этом, а именно о дальнейшей судьбе дорогого моему сердцу театра. Если посмотреть на общероссийскую ситуацию, станет очевидно, что в провинции театр сегодня брошен. Попытки проведения каких-то околостоличных тусовок нельзя же назвать театральным процессом. А министерство абсолютно не занимается проблемами театров, с кадрами самая настоящая катастрофа, особенно с режиссерскими.
- Да, мы тоже это видим на примере нашего театра все последние годы, увы…
- Я убежден, что наше краевое руководство в самое ближайшее время просто обязано предпринять решительные шаги в поиске человека, способного возглавить художественную жизнь театра. Не администратора, а режиссера, творческую личность, который может и поставить спектакль, и духовно объединить вокруг себя коллектив, и увидеть какую-то перспективу театра в целом и отдельного актера. Иначе – деградация, не побоюсь этого слова.
- Наверное, театру нужно и самому активнее проявлять свою обеспокоенность, не полагаясь на волю чиновников.
- Да, и я им говорю об этом. Но и власть в регионе должна взять на себя определенную ответственность за театр! Нельзя в этом вопросе ориентироваться на Москву, где обилие всяческих театров на все вкусы, где вообще шире палитра культуры, и человек имеет огромный выбор. Для жителя провинции единственный в городе театр – совсем иное, особенное, уникальное явление. Здесь коммерциализация театра немыслима, она просто превратит его в какую-то прокатную организацию, стряпающую малохудожественные вещи. Для духовной жизни провинции это чрезвычайно опасно. Вот почему я и говорю об ответственности власти. А в коллективе я вижу обеспокоенность, актеры ощущают, по сути, творческий застой, потому что система, построенная главным образом на приглашении постановщиков со стороны, не дает возможности последовательного профессионального роста. Приезжий режиссер, даже очень хороший и талантливый, не видит и не может видеть всей многогранности жизни данного театра, его потенциала, не знает он и местного зрителя. Вот и получается, что выпускаются спектакли если и хорошие, крепкие, то нередко – безадресные, не находящие своего зрителя, таким мне показался, например, спектакль «Король. Дама. Валет» по Набокову. Он не находит отклика в нашей аудитории.
- То есть нужно режиссеру самому здесь жить, чувствовать пульс города, понимать его людей…
- Конечно! Ведь сам зритель устанавливает нам эстетическую и интеллектуальную дистанцию между залом и сценой, и ее надо учитывать. Замечательный драматург Вампилов, но все же его герои уж очень привязаны к Сибири, во-первых, и к своему времени, во-вторых. Сегодня нужна иная драматургия, которая бы приподнимала наше восприятие, приносила радость, дарила моменты сопереживания, сочувствия. А все это способен сделать только настоящий художественный руководитель, и театру надо его искать!
- Собственно, мне кажется, момент еще не упущен, Ставропольский театр находится в достаточно хорошей профессиональной форме.
- Правильно, в этом я успел убедиться, побывав в ряде провинциальных театров России. В Ставрополе труппа несравнимо выше многих. Здесь еще пока нет того колоссального дефицита кадров, который испытывают в других регионах. Да и новая актерская смена подрастает интересная, есть способные ребята на актерском отделении СГУ, они могут внести свежую струю в жизнь театра, как это было десять лет назад с нашими студийцами, сегодня прочно вошедшими в костяк коллектива.
- Алексей Александрович, вы сегодня представите свою версию «Круга» Сомерсета Моэма, почему именно эту пьесу вы выбрали, видимо, ваш выбор не случаен?
- К Моэму я вообще отношусь с большой симпатией за то, что он занимается Че-ло-ве-ка-ми, пытается разгадать загадку взаимоотношений женщины и мужчины, загадку, которую люди веками разгадать не могут, и слава Богу, что не могут! Это одна из основ искусства. Пьеса в чем-то парадоксальная, ироничная, насмешливая, где-то горькая, в ней есть и то, и другое, и третье… И есть исполнители. Вообще-то, мне кажется, приспело время, когда нам всем нужны «простые истории» о нас. Вспомним наших замечательных драматургов, таких, как Арбузов – это целый театр! Недаром во МХАТе недавно поставили его «Годы странствий». Это правильно, потому что там есть то, чего не хватает сегодня: идеалистов и романтиков, мечты не хватает, того, что заставляет человека переносить все сложности, трудности, от чего-то отказываясь, идти к цели, зовущей, заставляющей подниматься над обыденностью. В советской драматургии много есть вещей, которые полезно вспомнить. Люди истосковались о простом, человеческом… Да, сегодня никто не едет за туманом и за запахом тайги.
- Если и едет, то, в первую очередь, за деньгами, а уж потом…
- А тогда ехали! Деньги, разумеется, нужны, но далеко не все они могут заменить. Где-то я прочел такую мысль: у России без романтиков нет будущего. Я с этим согласен.
- Вообще в советском искусстве, не только театральном, было много интересного. Не случайно же, например, сейчас так много поют старых песен. Там есть что взять.
- Конечно. И хорошо, что есть, и что вспомнилось. Мне бы тоже хотелось поставить такую «простую историю», если меня еще пригласят поработать в родном Ставропольском театре. Ну а сегодня хочется надеяться, что зритель откликнется на Моэма, в спектакль вложено немало творческих усилий и режиссера, и актеров. Мы попытались вслед за драматургом очертить тот круг отношений, в котором мужчина и женщина были бы действительно равны в любви. Ведь пока еще весьма распространен чисто мужской взгляд на любовь, отводящий женщине роль то ли помощника, то ли дополнения к карьере и успеху. Он отводит ей если и важное, то все-таки второстепенное место. Над этим интересно размышлять… И характеры в «Круге» интересные, здесь есть что играть и Наталье Зубковой, и Михаилу Михайлову, и Михаилу Новакову, и Александру Жукову, и Ирине Баранниковой…
- Вы наверняка успели познакомиться с сегодняшним репертуаром «своего» театра, что бы вы выделили особо?
- Очень грамотно, со смыслом сделан упомянутый мной спектакль «Король. Дама. Валет», но, как говорил наш учитель Андрей Гончаров, если проблема не лежит в зрительном зале, будет пустой номер... Серьезная работа – «Анна Каренина», хотя есть недочеты и длинноты. В «Священном пламени» меня вообще удивила режиссерская трактовка, на мой взгляд, исказившая драматургическую идею. В целом могу сказать одно: наверное, не нужно делать так уж много спектаклей за сезон.
- А народ-то ходит!
- И надо, чтобы ходил. Но я о другом – о соответствии темы, духа спектакля настроениям и ожиданиям людей.
- Спектакли все, конечно, разные по своему уровню, но, если говорить о личных впечатлениях, каждый раз убеждаешься в том, что в любом случае его «вывозят» все-таки актеры. Получается, на них-то все и держится сегодня в нашем театре.
- Но эксплуатировать их до бесконечности нельзя. Вот почему все опять сводится к необходимости иметь художественного руководителя. Труппа сравнительно небольшая, постоянная, значит, каждый актер, с одной стороны, не должен примелькаться, а с другой, должен иметь возможность раскрывать разные грани своего дарования.
- Как вы воспринимаете выбор пьесы «Зойкина квартира», которую предполагается показать под занавес сезона?
- Толковая вещь. Все-таки это ведь Булгаков! Думаю, может получиться, она перекликается в чем-то с сегодняшним временем, и вообще материал хороший. Что делать, если современные наши драматурги пишут так мало? Может быть, они еще не прочувствовали по-настоящему современного героя. Для сериалов писать проще и выгоднее…
- Алексей Александрович, каким вы видите будущее Ставропольского театра, вашего родного и любимого?
- Хочу верить, что, имея по-настоящему талантливых актеров, и не только актеров, но и во всех цехах интересных творческих людей, театр выживет и пойдет дальше, найдя в себе силы преодолеть этот трудный период. Но ему и помочь надо. Тем более если вспомнить, что грядет такая дата – 160 лет со дня основания. Ставропольский театр – старейший на Кавказе и один из старейших в России. Сколько пережито перемен, режимов, общественных формаций. Это же такая история, такие традиции! Это нужно ценить, беречь и развивать.

Около 250 школьников в Пятигорске читали хором стихотворение Пушкина «Клеветникам России»
Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества

Вышли на новый уровень диагностики

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты
