Минусов больше, чем плюсов
Давайте начнем с формальностей. С понятий представительной и исполнительной власти. Страну, субъекты Федерации возглавляют «исполнители», а депутаты («представители») пишут законы. Представительная власть и в районе не помешает. Но зачем вносить в закон несуразицы? Например, такую: совет района принимает нормативный акт и направляет его на подпись высшему должностному лицу, то есть самому председателю совета. Но зачем это делать, если на сессии он вместе с депутатами обсуждал эту проблему и там было достигнуто соглашение?
Другой вопрос. Поинтересуйтесь у жителей, понимает ли кто-нибудь разницу между главой района и главой администрации? В лучшем случае плечами пожмут. И не только обыватели не понимают, но и многие высокопоставленные чиновники. А ведь до девяносто третьего года существовала в районах отлаженная и отточенная система представительных и исполнительных органов власти. Зачем ее было ломать? Для того чтобы сейчас проводить эксперименты?
Но и это не главное. На мой взгляд, 131-ФЗ пока не работает, да, наверное, и работать не будет по той причине, что нет экономической основы. Вроде радоваться бы должны, что у муниципальных районов наконец-то появился свой бюджет. Но давайте посмотрим, из чего этот бюджет (согласно закону) складывается: из местных налогов, из отчислений от региональных и федеральных налогов. Вот, перефразируя Ленина, три источника, три составные части бюджета.
Начнем с самого верха: из федерального источника в пользу района отчисляется двадцать процентов подоходного налога – самая большая составляющая. Далее – единый налог на вмененный доход (в основном – с предпринимателей). В прошлом году в Курском районе собрано миллион восемьсот тысяч. Не долларов, конечно. На этот год правительство думало увеличить ставку этого налога в два раза. И план увеличили в два раза. Но Дума (российская) передумала и решение это не приняла. Значит, почти два миллиона уже потеряно.
Третий источник – тридцать процентов от единого сельхозналога. Но тот, кто внимательно прочел закон о едином сельхозналоге, никогда его платить не будет. Он ведь исчисляется из прибыли. А умный руководитель колхоза или фермерского хозяйства денежки вполне законными манипуляциями припрячет. И осуждать его при нынешней недальновидной аграрной политике государства просто кощунственно.
Далее идут штрафы, предусмотренные Кодексом об административной ответственности, и госпошлина от деятельности государственных нотариальных контор (у нас в районе в прошлом году последнюю из них закрыли). Можно было бы приплюсовать сборы за регистрацию автотранспорта. Но РЭО ГАИ теперь в Георгиевске. И тут пролетели…
Закон предусматривает сбор налога с так называемых межселенских земель и территорий. Но тот же закон трактует, что все земли РФ делятся между поселениями, за исключением тех земель, где никто не живет. Это, наверное, в тундре или в тайге. Оставили нам и налог за право размещения наружной рекламы. Вы хоть один рекламный щит в нашем районе видели? Выходит, законодатели над нами насмехаются…
А самая вредная, на мой взгляд, статья 53 упомянутого закона. Особенно для муниципальных районов, где власть сформирована методом представительства. В статье этой говорится, что решение вопросов «местного значения межмуниципального характера» осуществляется за счет субвенций поселений, входящих в состав района.
Двенадцать сел, станиц и хуторов района в общей сложности имеют пятнадцать миллионов рублей годового дохода. Что на эти деньги можно сделать? Закон также предписывает содержать и строить дороги между населенными пунктами, предоставлять транспортные услуги и (самое нелепое) организовывать медицинское обслуживание. Получается, мы автоматически лишаемся сельских дорог, последнего сельского транспорта и сельского здравоохранения.
Как говорят, режут под корень. Потому что эта же статья предполагает финансирование опеки и попечительства, утилизации бытовых отходов, организацию муниципального архива… И это все за пятнадцать миллионов?
Мы можем владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. А каким? Нам в собственность передали больницу, школы и здание районной администрации. Они, что, доход будут приносить?
Хорошо хоть детские сады пока оставили за сельсоветами. Почему хорошо? Да потому, что в поселке Рощино, например, родители платят за садик 150 рублей, в селе Эдиссия – 200, в Курской – 250. Если передать детские дошкольные учреждения нам, то плата будет единой (читай – максимальной). Закон, как в армии, предполагает «однообразие». А в Рощино, где рабочих мест с гулькин нос и зарплаты мизерны, 250 рублей родители «не потянут». Вот и призывай после этого, мол, рожайте, демографическую ситуацию улучшайте.
На свой страх и риск муниципальный район затеял в этом году капитальный ремонт в детском садике села Русского. Здание в аварийном состоянии. Детишек много. Но вот в чем проблема: если следовать букве закона, то сконцентрировать средства администрация района не имеет права. Те средства, которые выделяют сельсоветы, должны к ним же и возвращаться. Все. До последней копейки. Попробуй убедить депутатов на сессии, скажем, в том, что в первую очередь в Галюгаевской клуб надо отремонтировать, а не в Эдиссии. Скандал, а не представительная власть.
И еще один нюанс. Об уже упомянутом армейском однообразии. Уравниловка в распределении средств распространяется и на сбор налогов. Даже властные структуры субъекта Федерации не имеют права регулировать ставки налогов в зависимости от территорий. Если сказано двадцать процентов, значит, для всех – и для Ставрополя, и для Курского района. Абсурдная ситуация складывается.
Теперь о плюсах. Их совсем немного. Этот закон дает районным властям право хоть чем-то распоряжаться. Мы имеем свой бюджет, какую-никакую собственность. Но по-настоящему работать 131-ФЗ способен лишь в том случае, если законодатели уберут из него статью 53. Тогда край, возможно, выделит нам средства на ту же медицину, культуру, дороги. Сейчас ни губернатор, ни правительство сделать этого просто не могут.
Если же эту статью не убирать, надо переходить к выборам представительного органа прямым голосованием. И еще. Только при нормальной экономической основе можно рассчитывать на жизнеспособность муниципального района, муниципальных поселений. Восемь лет сельсоветы работают без экономической основы. И посмотрите, к чему мы пришли: дороги разбиты, улицы не освещены, соцкультбыт полуразрушен.
Не сочтите за крамолу, но не сказать не могу: слепое копирование западных муниципальных образований для нас неприемлемо. Там механизмы самоуправления оттачивались в течение многих десятков лет. И к чему пришли? Да к тому, что муниципалитеты отвечают в основном за то, чтобы трава на газонах была подстрижена да мусор убран. О строительстве дорог или медицинском обслуживании у зарубежных «муниципалов» голова не болит. Потому не соглашусь с утверждением моего коллеги из Шпаковского района Валерия Кулинцева о том, что реализовать закон сложно, но небезнадежно. В существующем виде – безнадежно, особенно в восточных районах края. В законе значительно больше минусов, нежели плюсов.