Был бы пай, а «охотники» найдутся
В зале находились люди разных поколений: и те, кто сейчас работает на полях местного сельскохозяйственного производственного кооператива, и ветераны, отдавшие производству не один десяток лет. Это их трудами СПК «Дубовский» много лет находился в первой тройке хозяйств Шпаковского района, завоевал славу коллектива высокой культуры земледелия. Для них привычна работа на хлебном поле. Там им все ясно и понятно. И совсем неуютно они почувствовали себя на поле правовом, юридическом.
Дело в том, что в июле 2002 года вступил в силу Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который регулировал многие стороны землепользования, в том числе право аренды и продажи земли. По этому закону каждый владелец паев становился реальным хозяином определенных гектаров и, как гласит пункт 12, мог поступить с этими гектарами по своему усмотрению: продать, подарить, внести в уставный капитал юридического лица и т. п.
Как проходил процесс реализации этого закона в СПК «Дубовский», небезынтересно для многих сельхозпредприятий края. Итак, по порядку.
На одном из общих собраний собственники земельных паев выбрали путь сохранения коллективного хозяйства, единого землепользования и единогласно решили передать свои паи в аренду СПК «Дубовский». Как известно, процесс выделения участка в целом или его доли требует проведения определенных законом процедур: землеустроительных работ, кадастровой оценки и составления кадастрового плана земельного участка, а в последующем регистрации права на него в учреждении юстиции. Делать эту работу сообща или каждому в отдельности - такой вопрос не стоял. Для этой цели собственники земельных долей избрали свой комитет. Надо подчеркнуть, что собственников не привязывали «навечно» обязательством отдать свой пай в аренду колхозу. Их просили провести процедуру регистрации на всю площадь земельного участка. В дальнейшем (жизнь полна перемен) они могли распоряжаться своим правом на пай в зависимости от обстоятельств. Но вначале, коль они объединились и дали (в письменном виде!) свое согласие на коллективную работу по регистрации, не должны предпринимать других действий.
Так почему же регистрация земли, начатая еще в 2004 году, до сих пор не завершена? Этот вопрос и собирались обсудить на внеочередном собрании пайщики.
Члены комитета Н. Булгакова, Р. Кихтенко, П. Лунев рассказали о том, как шла работа на каждом из этапов, предусмотренных законом, отчитались о расходовании собранных для этой процедуры денег. Сообщили собравшимся о том, что уже два месяца они стоят на пороге Шпаковского филиала регистрационной палаты, но ее начальник под разными предлогами не нашла возможность зарегистрировать уже практически готовые документы. Были ли причины для этого? Были.
Два события произошли в начале года в Дубовке, и они, несомненно, связаны друг с другом. Сначала - это неудавшаяся попытка инвесторов из ЗАО «Урожай» скупить паи по дешевке у населения. Для этого они даже собрали пайщиков в клубе, но пришло не так много интересующихся. Но инвесторы не отступили, решили действовать как в поговорке: не мытьем, так катаньем. И через какое-то время в селе объявился охотник за паями. Он стал скупать их у некоторых селян, которые за деньги подписывали ему доверенности на право владения земельной долей. Но шила в мешке не утаишь, и тайное вскоре стало явным. Поскольку скупались паи у тех, кто уже дал согласие на коллективную регистрацию и чьи фамилии уже были опубликованы в газете, то этим обстоятельством стал манипулировать новый обладатель доверенностей.
В этот же период на жителей Дубовки обрушился поток печатной продукции: листков, плакатов, газетных публикаций. Оценку им дали на собрании члены комитета и выступивший первым руководитель хозяйства А. Денисенко. Он назвал эту писанину грязной клеветой на хозяйство и его специалистов.
- Облепили все заборы и столбы листовками. Зачем? Чтобы внести раскол между руководством и тружениками села, чтобы усомнились в действиях комитета собственников земельных долей? Написали в газетках клевету - и в СПК с проверками стали приезжать представители УБЭП. Что они нашли? Ничего. А сколько времени оторвали, нервов попортили!
Почему на авансцену процесса регистрации земельных долей, в который, кроме пайщиков, не должны вмешиваться никакие организации, вышли эти «действующие лица»? На этот вопрос должны ответить, как принято говорить в таких случаях, компетентные органы.
Между тем «любитель сельского хозяйства», скупавший землю, получив на руки доверенности на право владеть несколькими земельными долями, стал частым гостем в прокуратуре, милиции, регистрационной палате. Члены комитета стали чувствовать, что им чинят препятствие в регистрации земельных долей основного коллектива дольщиков из 700 человек. Обеспокоенный этим комитет написал открытое письмо в районную газету, районному прокурору, главе администрации Шпаковского муниципального района. Люди просили помочь им осуществить их законное право - зарегистрировать документы на земельные доли. Письмо напечатали в газете, через три недели пришел ответ от прокурора А. Беседина. Глава администрации района А. Белокопыт на письмо не ответил.
О чем писали члены комитета в газету? Чтобы соблюдались пункты 8, 12, 13 федерального закона о купле-продаже земли. Чтобы выполняли свои обязательства перед законом те, кто решил продать свои земельные доли. Чтобы соблюдал закон и тот, кто стал владельцем доверенностей на владение паями.
Резюме прокурора на это обращение таково: «...Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено». Далее сказано, что это решение может быть обжаловано вышестоящему прокурору, либо в суде. На собрании было заявлено, что этим правом селяне воспользуются.
Собрание единодушно приняло обращение к краевым властям: просят помочь в осуществлении их законного права зарегистрировать свои земельные доли. Пресечь волокиту.
Выступивший на собрании участник Великой Отечественной войны Андрей Георгиевич Литвинов подчеркнул: «Мы не должны допустить, чтобы в нашем селе капитал правил бал. Наша сила в коллективе, в земле, а мелкий собственник из нужды не выберется».