Большая кормушка
- С первого марта в России действует новый Жилищный кодекс (ЖК), который предусматривает три способа управления многоквартирными домами: через создание товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов, привлечение управляющей компании и непосредственное управление домом самими жильцами. Какой из вариантов выбрать - думать владельцам приватизированных квартир. Но в том случае, если в доме есть неприватизированная жилая площадь, городская власть также может принимать участие в решении этого вопроса. Однако в любом из трех вариантов имущество дома, согласно статье 36 ЖК, является общей и неделимой собственностью владельцев квартир. А это значит, что оно не может быть выделено, отчуждено или продано без их разрешения. И если в доме хоть одна квартира приватизирована, муниципальные власти не имеют права самовольно распоряжаться нежилыми помещениями – сдавать их в аренду и тем более продавать с аукциона.
Несмотря на это, власти Ставрополя успели уже запланировать распродажу нежилых помещений в 136 домах города. Правда, соответствующее решение городской Думы от 24 февраля этого года почему-то называется «приватизацией объектов муниципальной собственности». Так или иначе, решение Думы противоречит нормам Жилищного кодекса, и депутаты обязаны пересмотреть этот вопрос, не дожидаясь вмешательства прокуратуры и антимонопольного ведомства. А регистрационная палата все сделки с имуществом горожан должна признать незаконными.
Одновременно с этим подводящие коммуникации (теплосети, водопровод, канализация) к жилому дому уже не являются имуществом жильцов, а потому не могут быть объектом управления ни по одному из трех вариантов. Жилищный кодекс в этом вопросе наконец поставил жирную точку: все подводящие коммуникации вплоть до входной задвижки или рубильника внутри дома должны быть отнесены на баланс поставщика услуг (горэлектросети, водоканала, теплосети). На этот счет горадминистрации давно уже надо было подготовить соответствующее распоряжение. Но с этим, по понятным причинам, чиновники не торопятся. А значит, например, подземный кабель, который идет от распределительного щита до жилого дома, остается бесхозным. То же самое можно сказать и о других коммуникациях.
Получается, что ЖК внедряется чиновниками с точностью до наоборот. Принадлежащие жильцам нежилые помещения идут с аукциона, а не входящие в состав общего имущества подводящие коммуникации «навешены» на жильцов.
И еще. Если жильцы решили своим домом управлять самостоятельно, то за «содержание», «ремонт» и «капремонт» они могут отныне не платить через городской расчетный центр (ГРЦ). И в этом есть смысл. Дело в том, что сегодня в эти статьи расходов в квитанциях ГРЦ включена оплата за пользование лифтом (50 копеек с каждого квадратного метра жилой площади в месяц), а значит, с жильцов первого и второго этажей, по сути, дерут «лифтовой» оброк - деньги за услугу, которой они не пользуются. Поэтому чиновники не спешат выделить оплату за лифт отдельной строчкой.