00:00, 23 декабря 2004 года

Записки из загса

Cоветское время – советские подходы. Регистрация была полностью передана гражданской власти, появились бюро загса в городах и селах. Активно пересматривалось брачно-семейное законодательство (первый Семейный кодекс был принят в октябре 1917 года). Уравнены права мужа и жены, внебрачных детей. В противовес церковному тогда признавался только гражданский, светский брак. Провозглашена абсолютная свобода разводов, достаточно было желания хотя бы одного супруга.

Политика революционного раскрепощения брачно-семейных отношений продолжалась недолго, в начале 30-х годов состоялся переход на регистрацию брака. Кстати, с 1934 по 1956 год органы загса включены в систему НКВД (позже МВД), руководители носили звания лейтенантов.

Мы с вами, современники, помним еще Кодекс о браке и семье, принятый в 1969 году, теперь живем в соответствии с новым Семейным кодексом от 1995 года.

Когда я почти пять лет назад оказалась в роли руководителя отдела загса, то быстро заметила за собой одну особенность. Поинтересуется собеседник родом моих занятий, а я скромно отвечаю: чиновник, мол, и дальше ни слова. Ответишь конкретно – сразу веселый смех и шуточки. Нас воспринимают как свадебных генералов, ассоциируют с брызгами шампанского и звуками марша Мендельсона.

А на самом деле все эти моменты – с шампанским и Мендельсоном – занимают очень скромное и далеко не самое главное место в нашей деятельности. Мы осуществляем государственную регистрацию актов гражданского состояния в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства (цитирую наш главный документ – федеральный закон «Об актах гражданского состояния»). Государственной регистрации подлежат, если кто не знает, рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть. Одним словом, все то, что может случиться с человеком на протяжении его жизни. А вы говорите, свадьбы, цветы, поцелуи…

Обслуживаем мы население Пятигорска (по данным последней переписи 203 с лишним тысячи человек), окрестные населенные пункты, соседние районы, которые тяготеют к городу. В Пятигорске учатся, в Пятигорске работают – где же еще жениться, разводиться? Поэтому нагрузка на работающего получается приличная – самая высокая в крае, по данным управления загса Ставрополья. Около девяти тысяч ежегодно регистрируемых актов гражданского состояния, более девяти тысяч выданных первично свидетельств, три тысячи выданных повторно, семь тысяч отработанных писем, заявлений, обращений граждан и различных учреждений.

Нужда в наших услугах очевидна: работаем только на прием, времени для работы с документами, их обработку, элементарную передышку от компьютера практически не остается. Хорошо, что этой ситуацией озабочены в краевом управлении: вот дождались долгожданного расширения штатного расписания, прибавляются ставки специалиста и инженера-программиста.

Да, инженер-программист нужен нам теперь, как воздух. С июня 2002 года с нашего отдела и отдела загса в Минеральных Водах в крае началось внедрение АСУ «Загс». Была создана локальная вычислительная сеть с модемным выходом на краевое управление.

Когда люди слышат выражение «архив загса», многие и представляют себе архив, с пыльными папками, годами невостребованными. Все не так. Это не архив, а банк данных на живущих и когда-либо живших в Пятигорске с момента его создания. Самая старая часть записей (с 1842 года по 1919 год) в 2000 году была передана в Государственный архив Ставропольского края. В том числе и метрическая книга со знаменитой печальной записью о смерти поручика Тенгинского полка Михаила Лермонтова.

Когда в старых книгах актовых записей видишь корявый почерк, ошибки в именах помудренее, морщишься, но понимаешь: регистрацию производили работники в лучшем случае с семилеткой в графе «образование». Сегодня подобное было бы непростительно: все специалисты отдела имеют высшее образование. И требуется от них многое. Знать назубок семейное законодательство, уметь пользоваться им на практике, грамотно взаимодействовать с судами, прокуратурой, органами МВД, опеки и попечительства, медицинскими учреждениями и другими ведомствами. Уметь грамотно вести прием, вежливо и приятно обслуживать любого посетителя, каким бы он ни был – от милой дамы до шизофреника (на прием приходят и они). И весь этот воз обязанностей сотрудницы отдела выполняют за чисто символическую плату. Оклад специалиста 1 категории, со всеми предусмотренными надбавками – чуть более двух тысяч. Без преданности делу на таком место долго не проработаешь.

Печально известный уже многим «русский крест» (рост смертности при снижении рождаемости), отчетливо просматривается и в нашем городе. Если в конце 80-х годов в Пятигорске регистрировали ежегодно рождение более 2400 детей, то с 1991 года кривая неумолимо поползла вниз. Все девяностые годы отмечены спадом на 33 процента в среднем (самая низкая цифра – 1557 регистраций в 1996 году). И только с 2000-го года население словно встряхнулось, детей стали рожать охотнее. В завершающем 2004 году мы вновь перевалим за цифру 2000…

Что же касается смертности, то наш архив за 1989 год дает цифру 1986 регистраций. Это означает, что рождаемость превышала смертность в среднем на 400 с лишним актов. И с этой благополучной высоты мы стремительно, как на салазках с горы, катились, набирая обороту, до страшного пика: в 2002 году мы зарегистрировали 2852 смерти – на 1000 с лишним больше рождений. Пирамида в будущее, перевернутая основанием вниз. Холодок в душе от этих фактов…

Население города стареет – это однозначно. Умирают, пусть и много, но в подавляющем большинстве это люди преклонного возраста. Если же в зрелом возрасте, то зачастую это бывает смерть мужчин с диагнозом «Алкогольная кардиомиопатия». Иногда у них нет даже имени – в документах указано «неизвестный». И таковых у нас ежемесячно – около 20. Смерть в результате несчастного случая – она тоже зачастую результат злоупотребления алкоголем.

Вот такая информация к размышлению…

Впрочем, пора перейти к веселым страницам. Гудит, шумит Пятигорск в свадебные августовские, сентябрьские дни. Мчатся машины с молодоженами – и все к нам, к старенькому зданию загса. 30-40 пар каждую субботу свадебного сезона торжественно входят под марш Мендельсона в наш зал.

Опытным глазом в эти краткие моменты многое уже видишь из будущего молодоженов. Даже вывела для себя определенную формулу: есть в лице, чертах двоих созвучие, внутренняя гармония – значит, пара составлена Богом, они будут счастливы.

Жаль только, что все короче становятся эти праздничные дни. С начала 90-х годов до нынешних лет на 300 регистраций стало меньше и тенденция не меняется. Не хотят многие связывать себя узами Гименея, детей рожают вне брака (если рожают вообще). На первом месте карьера, развлечения, жизнь во имя себя. Выходить замуж за лейтенантов девчата не хотят, а генералов на всех, естественно, не хватает…

Впрочем, иностранные женихи, даже плохонькие, нарасхват. Около 10 процентов от общего количества зарегистрированных нами браков составляют браки с участием иностранцев. И вы не ошибетесь, если предположите, что невесты – россиянки, а женихи из дальнего зарубежья. Чаще всего из Греции, Германии, Китая, Израиля, Вьетнама, США. Красавица, рослая, видная, а рядом старик-испанец, с костылем и подозрительным взглядом. У красавицы маленький сынишка, каково ему-то будет на чужбине, рядом с отчимом? А вот француз, потрепанно-алкогольной внешности – как сложится рядом с таким жизнь милой, интеллигентной русской девушки? А если молодую жену-студентку из Андроповского района увозит в Марокко муж-мусульманин? Переживаю за судьбы соотечественниц…

Общее место в досужих рассуждениях – разводов, мол, все больше с каждым годом. Наши цифры этого как раз не подтверждают. В 1989 году у нас было зарегистрировано 1234 расторжения брака, а затем пошло резкое снижение (минимум в 1995 году – 50 процентов от количества браков). Наверное, это были такие тяжкие годы, что супруги предпочитали не усложнять их разводом. Потом был рост цифр (не разводов) – в годы обмена паспортов, когда приводились в соответствие документы (по давним выпискам из решения суда наконец-то регистрировали расторжение брака). В текущем году мы вновь вернулись на круги своя – количество зарегистрированных разводов составляет 67 процентов от браков.

Когда наше общество было закрытым, в свидетельствах даже название страны не употребляли – все равно документ для внутреннего пользования. Сегодня ситуация изменилась коренным образом. Знание норм правового регулирования семейных отношений с участием иностранных граждан востребовано и крайне необходимо в нашей повседневной практике. Только за прошлую неделю мы регистрировали рождение детей у граждан Армении, Азербайджана, брак гражданки Вьетнама, расторжение брака гражданки Украины, провели консультации по браку с гражданами Великобритании, Германии, развод гражданки Украины, отвечали на звонки из Мюнхена…

Любая история в загсе начинается так: пришел человек и принес с собой проблему. Чаще всего – застарелую, нерешенную на протяжении многих лет.

Ребенку исполнилось 14 лет, впору получать паспорт. Но выяснилось, что родители до сих пор не зарегистрировали его рождение. Девочка Надя, которая два года тому назад произвела перемену имени и стала Кристиной, теперь она хочет быть Валерией. Молодая женщина, родившая год тому назад под чужой фамилией ребенка, не знает теперь, как его зарегистрировать под своей. Целая семья, четверо седых братьев и сестра – у всех в свидетельствах о рождении отчество отца написано различно. Как им вступить в наследство после смерти отца? Как привести в соответствие все свои документы, если по рождению мы Лампик, в брак вступил как Хараламп, а по паспорту – Харлампий?

В самом начале моей карьеры в загсе случилась эта история. Прожил дед с бабкой 57 лет в любви и согласии. Скончалась бабка, и для деда начались мытарства. Он по фамилии – «Середа», а в свидетельстве о заключении брака как записали общей фамилией «Сиреда», так бабка и померла с паспортом на эту неправильную фамилию. Юридически они совсем не супруги. А надо оформлять дом, прочее имущество… Мы помогли, конечно, внесли исправление в запись акта о заключении брака. Но сколько документов пришлось собирать, сколько времени ушло на это! «Кто бы знал, - растерянно бормотал дед. – Взяли документ и пошли, и потом никогда не читали…»

Ладно, это старый и не очень грамотный человек. А сколько молодых, с образованием, сегодня не имеют привычки ответственно относиться к собственным документам? Не снимаю вины с сотрудников, бывших и настоящих, за допущенные ошибки, но кто лучше каждого из нас знает дату и место своего рождения, прочие сведения о себе? Исправлять впоследствии разночтения в таких основополагающих документах, как акты гражданского состояния, чрезвычайно сложно, говорим мы посетителям и настойчиво просим – проверьте.

Что обустроить Россию сложно, мы поверили давно и безоговорочно. Наверное, так же надо подходить и к вопросу обустройства нашего загса – философски. До революции в Пятигорске, естественно, венчали и крестили в церквях, синагоге, костеле. И были там, естественно, высокие купола, просторные залы, сияние лампад и песнопения. Благолепие, одним словом. И хотя после революции прошло столько лет, можем ли мы что-то противопоставить этому в Пятигорске? Дворец бракосочетания в городе так и не появился. В проектах главных архитекторов он всегда оставался не прилетевшей синей птицей.

Ютился загс то в одном приспособленном помещении, то в другом. Вот уже лет 30 мы располагаемся в старинном здании с 200-летней историей, тесном, не соответствующем назначению. Без капитального ремонта, без огороженной территории. Тяжело глядеть на разочарованные лица гостей, приезжающих с молодоженами к нам из других городов. «Ваше бы содержание, да в наши новые стены», - так выразились однажды люди из Нальчика, где недавно возвели Дворец для молодоженов. Теперь и мы ждем – обещан Дворец, он в планах главы города. Дожить бы до него…

Людмила ПАНКОВА