Наилучший стиль
Мой любимый писатель Сергей Довлатов писал в «Записных книжках», что наилучший стиль для журналиста – тишина, в нем сосредоточено наименьшее количество лжи. Я очень любил эту фразу и даже произнес ее, когда прощался с университетом, пожелав моим сокурсникам, чтобы она никогда им не пригодилась. Но выходит по-иному.
Нас учили на примере великих, что лгать нехорошо. Нас учили, что активная гражданская позиция, которая для журналиста – профессия, должна делать этот мир лучше. Но выходит по-иному. В силу того, что лет мне еще немного, а корифеи по цеху, тьфу-тьфу-тьфу, еще здравствуют, хочу поделиться своим, личным.
Мы породили общество двойных стандартов. С легкостью подменяем понятия в угоду ситуации. Как в городском транспорте, обремененный высокой нравственностью, замешенной на русской классике, гражданин очень редко одергивает прошедшего мимо кондуктора, чтобы отдать ему деньги за проезд. Вы за собой этого не замечали? «Что вы, что вы», - скажет читатель. И есть большая доля вероятности, что соврет.
И удивляться здесь нечему. В одночасье, в угоду политическому мэйнстриму, заправить-ся на автоколонке «ЮКОСа» стало гражданским подвигом. В момент «питерский» стало означать принадлежность к касте брахманов. Не слишком ли просто черное становится белым?
Федеральная ситуация с легкостью экстраполируется на региональную. И знаете, что внушает опасения? От этих ритуальных танцев простой народ нисколько не выигрывает. Более того, он живет своей жизнью, с лукавой усмешкой взирая на то, что происходит наверху. И имеет на то полное право.
У нас затеяли реформу местного самоуправления. Дело нужное, говорит власть. Вам от этого будет хорошо, говорит власть. Ага, конечно, будет, отвечает народ. Непременно хорошо, очень даже здорово, можете даже не сомневаться, - на год раньше, чем все остальные в стране, аплодирует народ. Только вот зачем это все затеяли – вопрос из разряда риторических. То есть никто и не сомневается, что вещь эта нужная, но вот внятного логического обоснования эксперимента пока не дал никто.
Выборы губернаторов показали, что к власти нередко приходят случайные, неподготовленные люди. Больше выбирать незачем: президент умный и сам предложит региональному парламенту настоящего профессионала. Как же, как же, крайне своевременное решение, подхватывают бонзы! Никакой надобности в выборах нет, затея пустая и никчемная, соглашается и народ, продолжая шлепать в резиновых сапогах по студеной декабрьской хляби по главной поселковой улице и попыхивая «Примой»:
- Сосед, они вообще о чем?
И самое анекдотичное в этой ситуации то, что после жарких политических баталий те, кто «pro» и те, кто «contra» новомодных управленческих решений, могут оказаться за одним столом. Все верно, ничего личного, просто это бизнес.
На власть нельзя обижаться. Она - как явление природы. Ведь глупо обижаться на дождь.
Этот принцип мы и исповедуем - год от года, поколение за поколением. Но пора же что-то менять! Ведь те, кто находится у власти, не прилетели с другой планеты. Они плоть от плоти нашей, порождение наше, если хотите. А коли так, то червь сомнения подсказывает, что, простите за расхожую банальность, изменения стоит начать с себя.
Уверен, подобные размышления приходили в голову не мне одному. Но как только у человека повышается социальный статус, происходит просто фантастическая «реинкарнация» в «человека в пиджаке». Эта загадочная метаморфоза не поддается логическому осмыслению. То ли представительский лимузин карму портит, то ли особняк трехэтажный заставляет перерождаться в нечто иное.
Чему тут удивляться. И все хорошо организованные возмущения народные, оказывается, нужны только для того, чтобы оправдать собственное бессилие, несостоятельность? Ответьте для себя и на такой вопрос: стали ли бы вы писать, как Ходорковский, про кризис либерализма в России, если бы были самым богатым человеком Европы, а у вас хотели бы показательно отнять ваши финансовые активы? Еще как бы стали! И почему тогда открыто не сказать, что он, вот, смог, а я - нет?! Богатых ругают не оттого, что они богаты и «разворовали страну», а потому, что ругатели сами не сподобились стать таковыми. Пора и в этом себе признаться.
Чу… И мертвые с косами. И тишина.
Знаете, Сергей Довлатов плохо кончил. Умер. В Нью-Йорке. От сердечного приступа. И пускай его фраза не пригодится больше никому.
Нет сил кричать, но ведь и молчать противно…
P.S. Кстати, завтра праздник Дня Конституции. Очень даже может оказаться, что последний. Мы решили? За нас решили?